На прошлой неделе, выступая перед Федеральным собранием РФ, президент РФ Владимир Путин неожиданно затронул тему, весьма актуальную для Калининградской области. Он предложил вернуться к смешанной системе выборов в Государственную Думу – не только по партийным спискам, но и по одномандатным округам, где избиратели будут голосовать за конкретного человека.
Свидетелей запугивали
Большинство калининградских политиков эту меру считает правильной. Главный их довод: при «партийных» выборах от области в Думу могут попасть депутаты, живущие в других регионах, не знакомые с местной спецификой. Схема, которую предлагает Владимир Путин, обеспечивает в парламенте дополнительное представительство от каждого субъекта федерации.
Но здесь возникает вопрос: не будет ли использован на выборах одномандатников пресловутый административный ресурс? Да и деньги на таких весьма дорогостоящих выборах значат немало. За примером далеко ходить не надо: в декабре 2011 г., когда мы выбирали депутатов Госдумы, в Калининграде по партийным спискам «Единая Россия» набрала около трети голосов. Однако после выборов в горсовет, где голосование идет по смешанной системе, выяснилось, что более 90 % депутатских мандатов получили единороссы.
Депутат Калининградской облдумы Юрий Шитиков ничего не имеет против выборов по одномандатным округам, но при этом считает, что участие в таких выборах более сложное дело в сравнении с партийными выборами. Для подобных утверждений у него есть основания: в марте 2011 г. он избирался от «Справедливой России» в областную Думу в одномандатном округе № 3 (территория части Центрального района Калининграда). По итогам выборов выяснилось, что на 18 из 19 избирательных участков он получил большинство голосов. А на участке № 318 наблюдатели заметили и документально зафиксировали массовый вброс бюллетеней за соперницу Шитикова – руководителя строительного холдинга, представителя «Единой России» Ирину Губко.
– Я прекрасно отношусь к Ирине Васильевне и политической силе, которую она представляет, и точно знаю, что она не причастна к вбросу бюллетеней, – объясняет свою позицию Юрий Шитиков. – Но речь идет о соблюдении закона, и если бы, предположим, на выборах победил папа римский, но сделал это с нарушением законодательства – я бы и против него выдвинул судебный иск.
Идешь в суд – имей доказательства
Президент России, как известно, сказал: считаете, что выборы сфальсифицированы – идите в суд. Юрий Шитиков так и поступил. Но, прежде чем подготовить исковое заявление, он тщательно подобрал доказательную базу. Выяснилось, что причастным ко вбросу голосов оказался секретарь участковой избирательной комиссии № 318. Дело доходило до курьезов: в Журнале получения бюллетеней напротив фамилии одного из избирателей значилась каллиграфическая роспись. Но выяснилось, что этот человек давным-давно ослеп и в выборах не участвует. Таким образом, удалось установить 98 граждан, которые в тот день не голосовали, но бюллетени, судя по автографам, получили. Кстати, большинство из них согласились стать свидетелями по этому делу.
– Когда фальсификаторы выборов поняли, что пойманы с поличным, сразу перешли к угрозам, – вспоминает Юрий Шитиков. – Но и здесь они переоценили свои силы. Например, нам удалось установить человека, который угрожал участникам расследования через своих партнеров... из Краснодара. Некоторым свидетелям по почте прислали письма, что их паспортные данные и ксерокс паспорта я использовал для получения крупного кредита в московских банках, и теперь они невыездные...
Депутатский мандат стал переходящим
Восстановление законности потребовало много сил. Достаточно сказать, что этим делом в течение года занимались 10 юристов – помощников Юрия Шитикова. Результатом стало исковое заявление в суд Центрального района, и судья принял решение в его пользу. Казалось бы, депутатский мандат должен быть передан истинному победителю. Но территориальная избирательная комиссия решила по-своему исполнить решение суда: Ирина Губко была лишена места в обл-думе, но Шитиков депутатом не стал. Он не согласился с таким решением, отстаивал свою правоту в суде и последовательно выиграл пять процессов, последний – в Верховном суде РФ. Лишь около месяца назад он получил мандат депутата облдумы. Юрий Владимирович шутит: «Моя избирательная кампания может быть занесена в Книгу рекордов Гиннесса: я начал ее в декабре 2010 г., а депутатский мандат получил лишь в ноябре 2012-го». Почти два года человек, за которого проголосовали избиратели, не мог отстаивать в Думе их интересы!
Юрий Шитиков считает, что главным достижением этой судебной эпопеи стало создание прецедента, доказывающего, что мы живем в правовом государстве, что наши суды при достаточной доказательной базе принимают справедливые решения. Это стало уроком и для местных избиркомов всех уровней.
Что касается советов будущим кандидатам, то им нужно идти на выборы с дееспособной и энергичной командой наблюдателей, четко знать избирательное законодательство и иметь в себе гражданское мужество при необходимости идти в отстаивании прав избирателей до конца.
ГАС – за нас, а результата нет
Не всегда подобные истории заканчиваются благополучно. Так, Владимир Дулов, побеждая 14 марта 2011 г. на выборах в Горсовет своего соперника Владимира Савенко (это следовало из итоговых протоколов выборов, подтвержденных данными системы ГАС-Выборы), неожиданно уступил победу. В ходе пересчета в стопке с бюллетенями, поданными за Владимира Дулова, обнаружилось 54 недействительных бюллетеня и 29 бюллетеней за Владимира Савенко. Таким образом, депутат от партии власти одержал победу, и это подтверждено судебным решением.