19:28

Георгий Боос: "Мечтаю... попасть в шторм"

  1. Новости

Российская гордость

 

Георгий Боос во время отдыха на набережной Круазетт.—— Как думаете, Георгий Валентинович, поразили мы французов?
—— Да, поразили.
—— Не выглядели провинциалами?
—— Французы не ожидали такого успеха. Они, конечно, и раньше знали, что Россия — великая страна, что русские — великий народ. Но одно дело знать, другое — видеть. Хорошо, что они это с открытой душой принимают, с открытым сердцем. И то, что мы привезли — тоже с открытой душой, — позволило и им, и нам получить удовольствие.
—— Одним из главных выступлений был концерт Ансамбля песни и пляски Балтийского флота. Не слышался при этом военизированный акцент нашей миссии?
—— Да что вы, какой акцент?! Выставка фотографий, ансамбль скрипачей музыкального колледжа имени Рахманинова, янтарная выставка, барк «Крузенштерн», фейерверк Хана, рок-н-ролльщики, уникальный стекольный мастер. Только извращённая фантазия может увидеть в этой разнообразной программе военщину.
—— Что всё-таки стало визитной карточкой области?
—— Сегодня стал культовым бренд «Мы из Калининграда». Культовой стала сама Калининградская область — предмет гордости россиян.

Роль личности в истории

 

Георгий Боос на красной дорожке Дворца фестивалей в Канне.—— Как вам за три года удалось изменить имидж Калининграда? Мы долго жили в «черной дыре», и вот вы говорите, что нами можно гордиться…
—— Это не мне удалось, а калининградцам, да и всем россиянам. Есть ли особая роль руководителей? Есть. Только не надо эту роль переоценивать. Она заключается не в том, что руководитель сделал что-то великое. Великое делают люди своими руками и своим трудом. А роль руководителя состоит в том, что он должен понимать две вещи и сделать третью. Первые две — понимать куда и как идти. Третья — хорошо уметь организовывать в эту дорогу людей. Увлечь, зажечь, правильно объяснить, сформировать команду. И все, в этом вся заслуга руководителя.
—— Вы довольны своей командой?
—— Доволен. Немножко неправильно сформулировано... Ценю ли я тех, с кем работаю? Ценю. Есть ли ошибки, в том числе и при подготовке этого мероприятия в Канне? Есть. Но эти ошибки являются источником анализа, опытом, который позволит избежать ошибок в будущем. Нет ничего более ценного, чем жизненный опыт.
—— Можете сказать, какие ошибки сделаны здесь?
—— А вы оценивайте не ошибки, — результат. Открывают ли французы во время фестиваля, а здесь на побережье не только французы, здесь много разных людей отдыхает, новый уголок мира, Запад России, Калининградскую область?
Открывают. Это результат.
—— Поначалу в вашей команде было много москвичей, это болезненно воспринималось. Сегодня эти люди стали калининградцами. Будут ли ещё какие-то кадровые замены?
—— А разве много москвичей?! Команда формировалась не по территориальному принципу. По профессиональным и человеческим качествам — неравнодушию, любви к людям, личной порядочности, чистоплотности. Можно ли о каждом сказать, что он в равной степени наделён всеми этими качествами? Нет, наверное, так сказать ни о ком нельзя. Есть такая поговорка: бессмысленно требовать от яблони, чтобы она приносила персики. Но это не значит, что она приносит плохие яблоки. И если вы сумеете правильно сформулировать свои ожидания и задачи перед яблоней, то сможете получить великолепный результат.
—— Есть ощущение, что организаторский уровень, который вы задали, способен поддерживаться только в вашем присутствии. Не скатится ли Калининград в доисторическую эпоху, прими вы другую должность в другом месте?
—— Вы хотите спросить, насколько необратимы процессы, которые уже произошли? Любые процессы обратимы. Это вопрос условий, при которых человечество скатывается до уровня каменного топора, вроде всемирного потопа… По ряду направлений происходящее необратимо, особенно там, где сами люди уже начали ощущать позитивные изменения. Все ли процессы необратимы? Нет, конечно, не все. Но движение вперёд не остановить. Мир движется, меняется, процесс движения, как и процесс познания, вечен. И для меня путь состоит из открытых, освещённых и тёмных мест, которые я тоже прохожу на ощупь, с ошибками. Это нормально и естественно. Не надо преувеличивать мою роль в истории развития Калининградской области, поверьте, я сам хорошо её осознаю. Не надо преуменьшать, но и не надо преувеличивать. Ничего выдающегося я не сделал.

Кризис и реформы

 

Фото на память с моряками «Крузенштерна».—— Экономический кризис коснётся Калининграда?
—— Уже коснулся. Россия интегрирована в мировую экономику, в мировые процессы, она участник мировой финансовой системы. В какой степени пострадает Калининградская область? От нас зависит сделать риски и угрозы минимальными, в том числе и в вопросах ипотеки, развития строительства. Недавно собирались с участниками этого рынка, разбирали проблемы. Не надо воспринимать трагически, но себя надо держать натренированным и готовым к адекватным действиям.
—— Идёт муниципальная реформа. Когда-то вы говорили, что сначала надо изучить тропинки, по которым ходят люди, а потом по этим тропинкам очерчивать изменения. Приведу пример. В Зеленоградске закрывают поликлинику, переносят её в больницу, которая находится не в центре города, а «на выселках». Это неудобно, но местные власти решили здание поликлиники продать. Соответствует ли это тому, о чём вы говорили?
—— Подобные вопросы регулирует муниципалитет. Это его имущество, его учреждение, и, конечно, плохо, если муниципальные власти принимают такое решение, не опираясь на мнение своих жителей. А мнение жителей сегодня легко выражается. Если поликлиника пользуется спросом, то она финансово устойчивая. Если она не пользуется спросом и финансово неустойчивая, тогда муниципалитет должен принимать решение о её дальнейшем использовании. Но если это ошибочные, волюнтаристские действия, без учёта объективных условий и интересов граждан, придётся вмешиваться.
—— Волюнтаристские действия муниципальных властей за три года часто заставляли вмешиваться?
—— По-разному. Есть муниципалитеты, которым нет необходимости… помогать. Гусев, Гурьевск, Пионерский, Мамоново. Калининград постепенно становится примером для других.

Как сходятся доходы и расходы

 

Продюсер фестиваля русского искусства в Канне Татьяна Шумова и Георгий Боос.—— Одним из первых решений, принятых вашим правительством, было повышение транспортного налога. Можно сегодня сказать, что мы получили за счёт этих денег?
—— Давайте начнем с того, что у нас
самый низкий транспортный налог среди всех регионов Северо-Запада. Программу мы для себя сформулировали так: за два года по уровню этого налога сравняться с сегодняшним уровнем Новгородской области. С сегодняшним! То есть мы за два года всего лишь выйдем на сегодняшний размер их транспортного налога. Насколько вырастет транспортный налог Новгородской области за это время, вопрос второй.
—— Там автомобилей не меньше, чем у нас? 
—— Не меньше.  Надо ответить себе на один очень простой вопрос: содержать дороги должны те, кто по ним ездит, или содержать дороги должны все, в том числе и те, кто ими не пользуется? Вы скажете: все ездят по дорогам. Да! Но они будут оплачивать их именно в тот момент, когда по ним ездят. Если они ездят общественным транспортом, то компания, которая владеет автобусом, заплатит за дороги. И включит эти налоги в стоимость билета. Тот, кто имеет личный автомобиль, будет содержать дороги целевым образом. И не потому, что он житель Калининградской области, а потому, что он этими дорогами пользуется. Должна быть такая причинно-следственная связь. Теперь вопрос по суммам. Сегодня мы собираем транспортного налога немногим более 500 млн рублей. Достаточно ли этого, чтобы строить новые дороги? Недостаточно даже для того, чтобы содержать существующие. В этом году налог проиндексирован только на инфляцию. После того как мы выйдем на ставки Новгородской области, будем собирать 600—650 млн рублей. Через два года! Сегодняшний наш дорожный бюджет исчисляется цифрой в пять с небольшим млрд рублей. Бюджет следующего года — примерно 6,5 – 7 млрд. Через два года — по нашим ориентировкам — 12 – 15 млрд рублей. Чувствуете несопоставимость между собираемостью налога и расходами?
—— Зачем же тогда увеличивать, если всё равно никогда не сойдётся!
—— Ну, когда-нибудь сойдётся. Но если мы будем проповедовать эту формулу, тогда должны прийти к другой — пусть нам за нас построят светлое будущее. Поверьте, эта формула приведёт в тупик. Никто нам за нас ничего не построит. Всё мы можем сделать только собственными руками и на свои средства.
—— Сегодня электричество подвести к новому объекту иногда сложнее, чем его построить? Будет ли включена стоимость подключения в тариф?
—— Нет, тогда тариф будет высоким. Он будет раскладываться на потребителей действующих, а почему они должны платить больше? Пусть своё развитие каждый оплачивает сам. У нас, кстати, самая низкая стоимость подключения в Российской Федерации. Проблемы электроснабжения есть везде, реформа энергетики отстаёт от того, как быстро развивается страна и растёт энергопотребление. Мы в этом смысле неплохо себя чувствуем. Количество неудовлетворённых заявок, по сравнению с 2005 годом, снизилось до малых величин.
—— Насколько мы зависимы от федеральных денег?
—— С точки зрения существования, мы себя полностью обеспечиваем, в этом году мы даже превратились в регион-донор. По новой методике Минфина. Так как сейчас все абсолютно регионы, включая Москву, получают субвенции или субсидии из федерального бюджета, в стране 26 регионов-доноров. Мы в их числе. Наши налогоплательщики выплачивают налогов в 2,5 раза больше, чем вся совокупная помощь федерального бюджета. С точки зрения поддержания текущей жизни, мы можем справиться без федеральной поддержки, но с точки зрения развития, мы без федеральной помощи не справимся. И прежде всего в вопросах строительства дорог, газификации, природоохранного комплекса, социальной, спортивной инфраструктуры. Новая программа социально-экономического развития области — федеральная целевая программа — предусматривает просто беспрецедентные капиталовложения — более 54,2 млрд рублей до 2014 года включительно.
—— По уровню жизни мы уже догнали соседей?
—— По уровню зарплаты в сравнении с прожиточным минимумом догнали. Как и по уровню валового регионального продукта. А по уровню бюджетной обеспеченности с учётом тех налогов, которые мы перечисляем в федеральный бюджет, даже опередили Литву и Польшу.

Все любимые

 

Георгий Боос с супругой Анной на «Русской ночи».—— Какой проект для себя считаете самым важным?
—— Ха! Знаете, если общество будет развиваться по принципу «вот сейчас это для нас самое важное, будем заниматься этим», завтра появится что-то новое «самое важное», будем заниматься им, тогда общество будет жить постоянно выпирающими грыжами. Общество, экономика, социальная жизнь, политика могут развиваться только гармонично. Должны по крайней мере. Поэтому я всё время, если вы обратили внимание, говорю о комплексных изменениях, комплексных программах, реформах, сбалансированных подходах. Именно для того, чтобы не было этих грыж. Поэтому нет самых важных проектов. Все важны.
—— А любимых?
—— Если у губернатора появятся любимые, они станут слишком важными для чиновников. Это самое страшное. Поэтому всё важно и всё любимо, даже если жутко нелюбимо.
—— Признайтесь, за кого старшую дочку замуж отдали?
—— Почему отдал? Сама вышла. За молодого человека, с которым у них любовь. Они учились в одном классе. Теперь дочь окончила институт, получила сразу две специальности, работает… А вы в школе любили? Это замечательно, особенно в 17 лет.
—— Но ведь школьная любовь недолговечна…
—— Не надо выводить правила, особенно в таком тонком деле. Браки совершаются на небесах. Иногда по нескольку раз.
—— На детей не давите своим мнением?
—— Не давлю… Всё, на что я их подвигал, — это согласовать со мной дату свадьбы, чтобы могли присутствовать близкие люди…
—— О чём вы мечтаете?
—— Об отпуске.
—— А в отпуске о чём?
—— Ни о чём. Ни о чём не мечтать, ни о чём не думать, купаться, загорать, охотиться с ружьишком подводным. Ходить по островам, в шторм даже попасть, только бы ни о чём не думать.
—— Не хотелось всё бросить и пойти в кругосветку? 
—— Как только я уйду на пенсию, обязательно пойду. Первый год жизни на пенсии у меня уже расписан…

«Измените отношение»

 

Наш разговор затянулся. Казалось, вопросов к губернатору — бесконечное количество… Тем временем к яхте подкатил белый «Мерседес», из него вышли мэр Пионерского Римма Сагаева и французский инвестор Доминик Буйон, глава компании, которая собирается строить марину на балтийском побережье. Завязался общий разговор, Сагаева посетовала, мол, одно плохо — лето у нас на Балтике короткое…
—— Что значит короткое, — возразил Боос. — Вы не жалуйтесь, а измените отношение. Привлекайте туристов и отдыхающих сервисом, возможностями для лечения, отдыха, достопримечательностями, природой. Ведь северные курорты не менее популярны, чем южные. И тогда любая погода станет хорошей…