Новости
04.04.2012
14:41

Савенко: Тандем главы города и сити-менеджера себя не оправдал

Савенко: Тандем главы города и сити-менеджера себя не оправдал

ПОЧЕМУ ЛЕТАЕТ МУСОР

- Юрий Алексеевич, в свое время история с летающим мусором в Калининграде во время визита высокого московского чиновника получила большой резонанс. Помню, вы обиделись на "Комсомолку" за то, что газета сделала акцент на этой теме, а не на содержании визита. Но, надо отдать вам должное, вы потратили много сил на то, чтобы город стал чище. Как вы думаете, что произошло, почему в Калининграде мусорные пакеты опять летают по улицам, словно птицы?

- Я конкретно не могу сказать "что произошло", но причины мне кажутся понятными. Многие проекты из тех, что мы начинали, просто не доведены до конца. Их реализация была остановлена, и это касается многих городских программ. Например, строительство мусороперерабатывающего завода, изменение структуры МП "Чистота", в которое на 75 процентов готов был войти частный капитал с многомиллионными инвестициями, включающими закупку новой техники на уборку и переработку мусора. Днем с огнем было не сыскать людей на работу дворниками из-за крайне низкой зарплаты. Мы нашли возможность их стимулировать, - стали выплачивать так называемую мэрскую надбавку. И желающие  подметать дворы и улицы быстро нашлись! Нужно вернуться к вопросу реорганизации и комплексного сбора и переработки всех видов отходов и бытового мусора в Калининграде.

- Идея концессий была одной из стратегических в вашей администрации?

- Да, мы много над этим работали. И уже был  проведен конкурс на подготовку технической документации на передачу в концессию МП "Теплосеть". Мы хотели модернизировать систему теплосетей, существенно обновить магистральные и внутридомовые сети теплоснабжения и подачи горячей воды населению, не накладывая дополнительной финансовой нагрузки ни на городской бюджет, ни на горожан. Следующим на очереди было бы предприятие "Водоканал".

- Иными словами, вы собирались при помощи софинансирования со стороны внешних инвесторов, а не бюджета, провести реформирование городского хозяйства? Почему этот процесс остановился?

- Мне трудно ответить на вопрос, почему остановился. Видимо, эти достаточно новые, но прогрессивные намерения, напугали городские и областные власти. В то время аналогов подобным действиям властей в России практически не было действиям властей. Многих пугало само слово "концессия". Сейчас - это важнейший процесс, который идет по всей стране, и называется частно-государственное партнерство. Но мы многое делали первыми. Даже вывод юбилея города, - муниципального образования! - на федеральный уровень, указ президента о праздновании – произошел впервые в стране. Следующей была Казань с тысячелетием. С помощью частных инвестиций в государственную инфраструктуру, начиная со строительства аэропортов, заканчивая коммунальными службами, много полезного можно сделать. И когда мы собирались пойти по этому пути, в нем готовы были участвовать и немецкие, и литовские, и польские компании. Более того, мы изучали опыт тех городов, которые уже прошли этот путь и эффективно работали. Ездили, например, в Вильнюс, который сопоставим с Калининградом и по масштабам и по населению, изучали опыт.

ЕСТЬ МЭР, НО ВЫШЕ МЭРА ЗАКОН

- Тем не менее, городские власти говорят, что наследство им досталось тяжелое…

- Первый раз о тяжелом наследии я услышал сразу после своего ухода в Государственную Думу, прочитал в одном из интервью. И был крайне удивлен такими оценками. Ведь эти слова звучали из уст людей, которые проработали со мной рядом много лет. И всегда поддерживали и одобряли мои решения. Пусть это остается на их совести.

- Но когда горожанин задает вопрос, почему в моем дворе или моем сквере построили очередной торгово-офисный центр или жилой дом, что ему обычно отвечают? Что землеотвод и разрешение на строительство получены еще при прежней администрации, типа, с них и спрашивайте.

- Давайте смотреть на вещи с практической точки зрения. На стол мэра попадает заявление от какой-либо бизнес-структуры с просьбой разрешить то или иное строительство. В таких случаях всегда накладывается одна резолюция, адресованная конкретному должностному лицу: "в работу". Дальше идет многомесячная, а иногда и многолетняя процедура согласования с различными надзорными органами. Как правило, на это уходит 1,5-2 года – причем, и в стране, и в Калининграде. Это общеизвестный факт. Десятки организаций - федеральных, областных, муниципальных - рассматривают это заявление и накладывают в соответствии со своими полномочиями решение: согласовать или не согласовать. И только после этого весь набор документов, как правило, огромная пачка, возвращается в мэрию. Если все эти органы напишут "разрешаю, согласовано", какие после этого мэром могут быть приняты решения? Какие у него варианты? Ответ только один: разрешить. Если мэрия отказывает, она должна иметь на это основания. И мэр не может заявить: мне нравится или не нравится, есть закон. Именно поэтому, насколько я знаю, сама администрация пыталась судиться с застройщиками, ни одного дела не выиграли. Ведь никто же не думает, что я бегаю по арбитражным судам и прошу мои прошлые  решения оставить в силе. Даже звучит нелепо! А сколько было отказов из-за того, что бизнес просил то, что закон в городе не позволяет делать.

По точечной застройке. Если строились жилые дома, то они строились в кварталах жилых домов, где у каждого, даже многоэтажного дома, есть строго отведенная территория. И мы не размещали фабрики в жилых районах. Только в 2005 году мы подошли к тому, что могли себе позволить осваивать огромные микрорайоны, например, Сельму. Ведь для этого в инженерные сети и коммуникации нужно было много вложить денег, которых раньше ни у города, ни у области, ни у государства просто не было.

 "ПОСРЕДНИКА БЫТЬ НЕ ДОЛЖНО"

- Вы все время употребляете слова "мэр", "мэрия". Система местного самоуправления стала более запутанной, менее понятной.

- Я говорю так, потому что был главой города - мэром, единолично отвечающим за все, что происходило в городе, выбранным населением и отвечающим перед ним. Я был первым в России мэром, который начал практику публичных отчетов перед горожанами. Нынешняя система управления, когда есть глава города и глава администрации, считаю, себя не оправдала. Выбранный населением глава города должен заниматься решением всех вопросов непосредственно, не через администрацию. Не должно быть никакого посредника между населением и выбранным им руководителем города.  Мое предложение простое. Я хочу предложить городу изменить Устав и вернуть ответственность первого лица, - как и было когда-то! - за все, что в городе Калининграде происходит. Вот посмотрите, тогда порядка больше будет.