Новости
06.12.2011
16:45

Вокруг шум: Международный форум экспериментальной музыки и саунд арта Sound Around Kaliningrad

Мероприятие, включает в себя лекции, мастер-классы и выступления европейских и калининградских художников, занимающихся произведением и интерпретацией звука и шума. Алексей Алеев обсудил грядущее событие с организатором форума и куратором музыкальных проектов балтийского филиала ГЦСИ Данилом Акимовым.

У тебя целый год ушел на подготовку этого мероприятия?

Да, любой такой проект, он как минимум планируется за год. Если это международный уровень, если приглашаются иностранные участники, то это всегда связано с затратами. Поэтому, сначала формулируется идея, потом ищется фонд, подается заявка, которую могут не поддержать, потом приходится пытаться подать ее снова. Но в этот раз все получилось с первого раза.

То есть это не обычный Sound Art Lab, который ты регулярно проводишь?

Конечно. Sound Art Lab – это то, что мы можем делать собственными силами и это фокусировка какой-то местной, локальной сцены. А тут все-таки масштаб есть.

Ты сам какие ожидания с Sound around Kaliningrad связываешь?

Этим форумом мы как бы заявляем, что хотим создать некий "network", сеть, в которую, помимо калининградского коммьюнити звуковых художников и музыкантов, занимающихся экспериментальной музыкой, включить еще и ближайших соседей. Мы нацелены на общение, на долгосрочное развитие совместных проектов, уже есть конкретные предложения, которые мы будем обсуждать на круглом столе, запланированном на этом форуме. Это могут быть и сетевые, и, что называется, "физические" мероприятия – вплоть до взаимообмена, поездок и фестивалей. Ну, это такая, "внутренняя" цель калининградского сообщества музыкантов-художников – расширить сферы влияния.

То есть, грубо говоря, вы рассчитываете на то, что в следующий раз не вам придется звать людей к себе, а вас куда-нибудь позовут?

Да, именно так. Я просто пытаюсь немного исправить наше положение, то, что мы находимся в анклаве. Нас сложно вывезти в Россию, нас непросто вывезти в Европу. И там, и там возникают различные барьеры, и мы пытаемся эти барьеры нивелировать. Но все это только внутренняя цель данного мероприятия, а вообще это действо публичное и открытое. Всегда первичная цель Центра Современного Искусства – это пропаганда современного искусства, актуального искусства, того, что сейчас происходит. Калининградцам должно быть известно то, что творится с ближайшей заграницей, какие художники там, чем они занимаются. Если уж такие у нас есть, то там эта сцена, естественно, намного более разнообразно представлена. Взять хотя бы Скандинавию – один из наиболее благодатных регионов в плане саунд-экспериментов, там эта сцена начала развиваться еще в 50-х годах прошлого века, у них уже тогда были профессиональные студии, профессиональные институты. Это очень сильная школа, разнообразные направления деятельности и большое количество людей, которые это делают. Мы как раз таких мастеров и приглашаем.

Я так понимаю, центральным мероприятием форума является аудио инсталляция \'Рагнарок\'\' Асьбьорна Блоккума Фло?

Да, она призвана расширить формат фестиваля, то есть помимо концертов и лекций, у нас будет эта инсталляция, которая будет работать все три дня. Я, если честно, не припомню в Калининграде таких больших, хорошо проработанных, серьезных аудио инсталляций.

Ты не мог бы рассказать, что это вообще такое? Это какое-то устройство, музыкальный инструмент? Что увидят посетители?

Процесс восприятия этой инсталляции довольно простой: достаточно всего лишь прийти и быть готовым получить впечатления. Если что-то будет непонятно, то, конечно, хорошо бы обратиться к аннотации – любая выставка современного искусства, любой объект, как правило, содержит аннотацию. Люди, которые постоянно ходят на современное искусство, понимают, что хорошо бы для начала что-то прочитать, и тогда уже все будет понятней. Хотя, даже это не всегда помогает: некоторые работы - это продукт такой, очень специализированной, узконаправленной деятельности. Этот художник Асьбьорн Блоккум Фло, работает в норвежском центре технологий для искусства, они достаточно сложными исследованиями занимаются – я не знаю, сколько времени у них уходит на разработку такой инсталляции, но сама работа многоуровневая: помимо теоретической концепции, которая уже несколько слоев имеет, есть еще и техническая сторона.

А в чем сложность?

Ну, на монтаж конкретно этой инсталляции уходит три дня, и это еще самый короткий период, который мы смогли ему предоставить, так он, может быть, и неделю ее собирал. Ее основа – около пятидесяти авторских электронных музыкальных устройств, которые были заказаны и отпечатаны на заводе, и больше таких в мире не существует – они все сделаны специально для этого проекта. Помимо этого, он еще управляет более традиционными устройствами и спикерами – в зависимости от помещения. Зрителю остается только гулять по инсталляции и слушать – будет около 60-ти источников звука.

Все запланированные концерты будут происходить в клубе \'\'Репортер\'\', а насколько этот клуб подходит для звуковых экспериментов, там же достаточно тонко вся работа с акустикой ведется?

Мы максимально постараемся поработать со звуком и минимизировать ресторанную составляющую \'\'Репортера\'\', сделать подобие концертного зала из всего этого. Будут убраны столы, будут выставлены сидячие места, будем максимально работать на звук. Конечно, в каком-нибудь концертном зале такое мероприятие слушалось бы однозначно лучше.

А что, не получилось договориться?

У нас, во-первых, не так много этих залов, во-вторых, есть сомнения, что соберется много людей. А\'\'Репортер\'\' пошел к нам на встречу, на партнерских условиях, абсолютно нас устраивающих, и мы им за это очень благодарны. Немного, конечно, боимся – это все-таки кафе, в первую очередь.

Ты сам кого больше всех хочешь на форуме посмотреть и послушать?

Хочется посмотреть инсталляцию, конечно – просто потому что я мало подобных видел. Я четыре раза был на московской биеннале, и только на последней было что-то подобное. Также, я заинтригован выступлением Матса Линдстрема, он сейчас возглавляет EMS – Electronmusikstudion, студию в Стокгольме, которая существует еще с 1964 года. Я практически вырос на пластинках этой студии, первая электроакустическая музыка, которую я услышал, была оттуда, и Линдстрем был среди них как раз. Он читает лекцию и он единственный, кто выступит целых два раза. Он покажет две работы, одна из которых была сделана специально для фестиваля "Современное искусство в традиционном музее", там он перекраивал музей имени Климова – это инженер, который разрабатывал моторы для МИГов. Линдстрем сделал что-то вроде аудиовизуального дополнения для этой экспозиции. Второе выступление у него основано на технике работы с лампами дневного света – как-то он их замыкает, и с этим звуком работает, тоже такое аудиовизуальное представление получается. Мне и ГЦСИ вообще интересно работать с разноуровневыми артистами и соединять их в одном событии. Мне кажется, какая-то более рабочая атмосфера получается, когда люди с разным бэкграундом из разных стран встречаются в одном месте и занимаются одним делом.

Как ты считаешь, насколько хороший это способ неподготовленному человеку начать интересоваться экспериментальной музыкой и саунд-дизайном?

Это, я считаю, вообще лучший способ начать. Идеальная возможность познакомиться с саунд-артом, погрузиться туда и, возможно, даже как-то подключится ко всему этому. На все мастер-классы вход свободный, они пройдут в формате лекций, так что можно смело приходить и получать информацию. Так все подготовлено, чтобы днем можно было послушать лекцию, а вечером уже воспринимать концерт. Очень все хорошо должно впитываться, легко. Easy-listening практически.

Программа Форума:

9 декабря (пятница)

18.00, место уточняется

Открытие аудио инсталляции «Рагнарок» Асбьорна Блоккума Фло

Реализуется при поддержке центра «NOTAM»

10 декабря (суббота)

10.00 – 11.00, Клуб «Квартира»

Лекция

Максимс Шентелевс, Джон Гржинич

«Работа со звуком здесь и сейчас: звук как пространство, звук как язык» - доклад о практике проведения воркшопов

11.00 – 12.00, Клуб «Квартира»

Лекция

Лукаш Жаланкевич

«Исследовательская музыка из Польши»

12.00 – 13.00, Клуб «Квартира»

Лекция

Асбьорн Блоккум Фло

«Экспериментальная музыка и саунд-арт из Норвегии: обзор сцены»

14.30 – 15.30, Клуб «Репортер»

Лекция

Петри Кульюнтауста

«Саунд арт в Финляндии»

15.30– 16.30, Клуб «Репортер»

Лекция

Сане Крогх Гротх

«Саунд арт в Дании – художники, институции, места»

20.00 – 24.00, Клуб «Репортер»

Концерт

my-ym / Джон Гржинич / Данил Акимов / Kratong / StirliTZ / Матс Линдстрем / Петри Кульюнтауста

11 декабря (воскресенье)

12.00 – 13.00, Клуб «Репортер»

Лекция

Матс Линдстрем

«EMS – студия электронной музыки»

13.00 – 14.00, Клуб «Репортер»

Лекция

Артмантас Гечаускас

«Особенности современной литовской нойз-музыки»

20.00 – 24.00, Клуб «Репортер»

Концерт

Nikodim / Лукаш Жаланкевич / Матс Линдстрем/ Not a mind / Arma / Tufraniuh /

Вход на лекции свободный, на концерты - 200 руб.

Клуб «Квартира» (Калининград, Колоскова 13)

Клуб «Репортер» (Калининград, Ген. Озерова 18)

Событие реализуется Балтийским филиалом ГЦСИ при поддержке Министерства культуры РФ и Бюро Культуры Северных стран (Nordic Culture Point).