12:45

О ситуации в семье, где дочь убила мать-пьяницу, знали социальные службы

  1. Новости

История 16-летней Светланы*, которую обвиняют в убийстве собственной матери, задела наших читателей за живое – десятки посетителей оставили отклики. Напомним, в начале мая в одном из районов области умерла мать трех дочерей: Ане* – 18 лет, Светлане* – 16, Гале* – 7 лет. Спустя месяц, когда были получены результаты гистологического исследования, выяснилось: причина смерти женщины – черепно-мозговая травма. Следствие установило – за несколько дней до смерти у погибшей произошел конфликт со средней дочерью Светланой. Мать пила много лет, бросалась на девочек с ножом, а в тот вечер избила младшую, Галю. Света вступилась за сестру, завязалась драка. По версии следствия, удары, нанесенные девушкой, стали причиной смерти матери. Возбуждено уголовное дело по ч. 4 ст. 111 УК РФ ("Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть человека"). Свете предстоит пройти психолого-психиатрическую экспертизу, по ее результатам статья может быть изменена. Сейчас девушка находится под подпиской о невыезде, ей грозит до десяти лет лишения свободы.

Права детей были нарушены

Журналисты "СК" сообщили о произошедшем уполномоченному по правам ребенка Анжелике Майстер. Она со своими помощниками тут же выехала в район. На тот момент комиссия по делам несовершеннолетних уже выслала омбудсмену обращение Светы, в котором она сообщает о нарушениях ее прав в ходе предварительного расследования.

– Мы обязаны проверить эту информацию, – сказала Анжелика Майстер по дороге в район. – Еще одна задача – выяснить, можно ли было предупредить трагедию, ведь если мать пила долгие годы, обижала детей, этого нельзя было не увидеть! Мне интересно, насколько слаженно работали школа, комиссия по делам несовершеннолетних, соцорганы.

При встрече сестры рассказали, как жили последние восемь лет, что происходило в доме в тот роковой вечер, как им сообщили о причине смерти матери, как допрашивали.

– Эта информация пока закрыта, – констатировала Анжелика Майстер. – Я проанализировала услышанное, и у меня много вопросов к следствию, речь идет о нарушении процессуальных прав детей, будем разбираться. Секретарь комиссии по делам несовершеннолетних и отец девочек уже обратились к прокурору района по поводу допущенных нарушений.

Про семью забыли

Что касается ситуации в семье, как выяснилось, о ней знали все: односельчане, школа, социальные службы, комиссия по делам несовершеннолетних района. Но все признаются, что предугадать трагедию не могли. Ссылаются на несовершенство законов и бумажную волокиту. Система помощи детям, которые оказались в трудной жизненной ситуации, в нашей стране – заявительная, и никто: ни комиссия по делам несовершеннолетних, ни соцорганы пальцем не пошевелят, пока на стол не ляжет бумажка – просьба о помощи ребенку, которую напишут неравнодушные соседи, педагоги, медработники.

– Я последний запрос относительно неблагополучных семей отправляла в школу (где учится Галя. – Авт.) 16 марта, – сообщила ответственный секретарь районной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, – ответ пришел, что таких нет. А нет сигнала, нет и действия. Я ничего не могу предпринять. До 2005 года семья эта стояла на внутришкольном учете. Что произошло потом, неизвестно. До 2008 года ее наблюдали специалисты Центра помощи семье и детям, но маму закодировали и семью с учета сняли. Дальше уже не отслеживали. Архив Центра при реорганизации был утерян, никаких данных о работе с семьей не сохранилось.

Открытием для проверяющих стало и то, что семья не считалась асоциальной! Для этого статуса пьющей, неработающей матери оказалось мало. В разряд малообеспеченных семья тоже не попала. Отец – предприниматель, раньше все село дровами снабжал, сейчас он рабочий. От материальной помощи, которую предлагал социальный центр, глава семейства отказывался. Девочки были одеты, обуты, накормлены. О лишении родительских прав вопрос не стоял.

– Это – мера исключительная, – говорит Анжелика Майстер, – производится в судебном порядке только по ряду оснований, в том числе если родители уклоняются от выполнения своих обязанностей, осуществляют физическое или психическое насилие над детьми, покушаются на их половую неприкосновенность, если родители являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией или совершили умышленное преступление против жизни или здоровья своих детей либо против жизни или здоровья супруга. Но девочки никому не рассказывали о том, как бегали от ножей, как не спали ночами. По закону государство самостоятельно в ситуацию вмешиваться не может, только по сигналу.

Черствые души

По мнению Анжелики Майстер, причина трагедии кроется не только в несовершенных законах. У нас до сих пор нет комплексного подхода к решению проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, органы и учреждения, призванные с ними работать, не всегда торопятся на помощь.

– Чаще всего помощь таким семьям, как у Светы, является "тушением пожара" и начинается, когда уже произошла трагедия, – говорит омбудсмен. – Проблема в том, что души людей зачерствели.

Побороть тягу жены к зеленому змию глава семейства Иван* пытался не раз. Дважды кодировал, не помогло. Женщина продолжала пить до полусмерти.

– Ждать, что алкоголик вдруг бросит пить – бессмысленно! – говорит зам. главного врача областной наркологической больницы Сергей Фролов. – Это происходит крайне редко. Самое главное для близких – смотивировать человека обратиться к наркологу. Это сложно, ведь алкоголик никогда не признает, что болен, но пробовать надо. Врач оценит, насколько сложна ситуация и какое лечение потребуется. Но принудить лечиться не сможет никто! Это раньше алкоголиков, тунеядцев отправляли в ЛТП, после развала Союза эти учреждения ликвидировали. Возродить ЛТП невозможно, но организовывать просветительскую работу необходимо, особенно в районах, где в местных больницах уже давно даже ставки нарколога нет.

Адвокат согласился работать бесплатно

После визита уполномоченного по правам ребенка районный филиал Центра помощи семье, женщинам и детям решил проявить заботу о Светлане и ее сестрах. Их пригласил к себе местный психолог, сообщил, что хочет помочь и... предложил прийти в другой день.

– Помощь профессионала сейчас сестрам нужна больше всего, постараемся подключить психолога из областного центра консультирования детей и подростков, – сказала главный специалист аппарата уполномоченного по правам ребенка Маргарита Гагина.

Представлять интересы в ходе расследования и в суде 16-летней Светланы будет опытный калининградский адвокат Максут Таинбетов.

– Пока я не ознакомлюсь с материалами дела, от комментариев воздержусь, – сказал адвокат.

Он согласился помогать девушке бесплатно, другие известные адвокаты, к которым обратилась Анжелика Майстер, отказались. Губернатор Николай Цуканов дал распоряжение оказать Светлане всю необходимую помощь в защите ее прав.

*Имена изменены.