10:18

В Калининграде из-за очередей в хоспис онкобольные умирают в муках дома

  1. Новости

В редакции газеты "Страна Калининград" раздался телефонный звонок – на другом конце провода рыдала пожилая женщина: "Моя дочь смертельно больна – у нее рак! Мы живем вдвоем, я боюсь умереть раньше нее! В больницу ее не берут, в хоспис очередь огромная! Что с ней тогда станет?! Помогите!". Сквозь этот крик отчаяния были слышны стоны другого человека.

С трудом удалось успокоить бабушку и выяснить адрес. Журналисты "СК" тут же отправились на ул. Интернациональную. Нас встретила 83-летняя Елизавета Соломоновна Егорова. На изможденном лице красные от слез глаза. В чистенькой комнате на диване лежит белая как полотно ее дочь, 57-летняя Ирина. Она в беспамятстве (недавно ей сделали укол сильнодействующего лекарства). Надолго ли? Сердце зашлось – полтора года назад в муках умерла моя мама. Как никто знаю, что такое ухаживать за больным с онкологическим диагнозом, не спать ночами, рыдать от невозможности облегчить страдания близкого человека…

Адские муки

Общаться с Елизаветой Соломоновной оказалось трудно – она практически глухая, а слуховой аппарат, как на грех, вышел из строя. В квартире мы застали врача Центральной горбольницы Оксану Козину, которая рассказала, что рак у Ирины обнаружили три года назад, год женщина прикована к постели. Метастазы уже затронули мозг. От адских болей и мук женщина постоянно кричит, ей все время нужны обезболивающие уколы. Ухаживать за Ириной приходится ее престарелой маме – детей у больной женщины нет, муж умер два года назад.

– От больницы мы выделили медсестру, – говорит врач Оксана Козина, – она приходит раз в сутки, чтобы сделать укол. Иногда я навещаю семью. Больная сорок третья на очереди в хоспис. Больше ничем, к сожалению, мы помочь не можем.

"Просила соцработника – отказали"

Бабушка, наконец, справилась со слуховым аппаратом, подключилась к разговору – поведала, как ей тяжело, она боится не выдержать, и тогда ее дочь останется совсем одна. Приступы нестерпимой боли у Ирины случаются несколько раз в день, скорую помощь порой приходится долго ждать. Нужно постоянно ходить в больницу за рецептами сильнодействующих препаратов.

– Я просила центр соцзащиты Московского района прикрепить к дочери соцработника, отказали – говорят, мол, в службе социальной помощи на дому кадров не хватает, – плачет Елизавета Соломоновна.– Приходили какие-то люди, сказали, что есть шанс устроить дочь в хоспис побыстрее, это будет стоить 20 000 рублей в месяц. А где ж у нас такие деньги?

Мы связались с единственным в регионе государственным хосписом. Он находится при горбольнице № 5 Калининграда на ул. Дзержинского, 147 (в министерстве здравоохранения и соцполитики затруднились ответить, есть ли у нас в области частные хосписы). На следующий день после вмешательства "СК" в судьбу Ирины Веребей в редакцию позвонила Елизавета Соломоновна.

– Спасибо вам, – сказала она, – моей дочери дали место в хосписе при горбольнице № 5. Ира уже там. Она понимает, что домой ей уже не вернуться, и сказала мне: "Мама, теперь тебе будет полегче…"

Что говорят

Александр Выговский, министр здравоохранения Калининградской области:

– После того как в регионе был закрыт областной онкологический диспансер, ситуация с онкозаболеваемостью ухудшилась – стало больше выявляться заболеваний на поздней стадии. Создание в Калининградской области высокотехнологичного онкоцентра, организованного по специфическим онкологическим канонам – наш основной приоритет. Строительство онкоцентра входит в Федеральную целевую программу Калининградской области, его введение в эксплуатацию ожидается в 2014 году. Наша задача – найти для него высокопрофессиональные кадры. Кроме того, мы намерены войти в федеральную программу помощи онкобольным, получить федеральное финансирование. Ведь это лечение достаточно дорогостоящее. Конечно, помощь онкологическим больным продолжает оказываться, больные идут на прием в диагностический центр областной больницы, есть хирургическая помощь, химиотерапия, радиология. После создания онкоцентра все будет объединено в одном месте, сейчас идет разработка концепции этой стройки.

Как попасть в хоспис?

Владимир Пасканов, заместитель заведующего горбольницей № 5.

– У нас в хосписе места бесплатные, возможны добровольные пожертвования, которые оговариваются при заключении договора с пациентом. Отделение рассчитано на 50 коек. Онкобольные, сами понимаете, уходят быстро, койки освобождаются. Но здесь лежат не только люди, страдающие неизлечимым недугом. Часть коек предоставляется бомжам, нуждающимся в медицинском уходе, зачастую искалеченным и неспособным самостоятельно передвигаться.

Телефон хосписа – 63-22-04.

Если вам нужен помощник

Инвалиды и пенсионеры могут получать помощь от Центра социального обслуживания населения, который выделит соцработника. Для этого надо обратиться по тел.: 96-28-95, 96-09-82, 58-84-02, 65-31-18, 47-36-89. Социальный помощник закупит продукты, сходит в аптеку, сопроводит подопечного в больницу и др. Все услуги бесплатные для одиноких пенсионеров, чья пенсия меньше прожиточного минимума. Оплата для остальных будет зависеть от количества услуг, выбранных из предлагаемого перечня.

Когда верстался номер

Мама Ирины Веребей позвонила в "СК" и сообщила: "Ирочка моя умерла".