11:09

Находки на месте снесенной \"Риты\" могут относиться к средневековью

  1. Новости

В истории с человеческими останками, которые 15 марта были найдены на стройке второго эстакадного моста на Московском проспекте, появилась новая версия. Напомним, ранее выдвигалось предположение, что кости могут принадлежать жертвам варварских бомбардировок города английской авиацией в августе 1944 года.

Сейчас известно уже не менее чем о 20 людях, чей прах удалось извлечь из земли на месте бывшего немецкого газоубежища, позже ставшего популярным кафе "Рита" (его снесли прошлой осенью). Так вот, незадолго до этой находки краевед Денис Тюхтин выдал историческую справку на место потенциальных строительных работ.

Согласно немецкому авторитетному историку Фрицу Гаузе, в указанном месте некогда располагалась слобода Закхайм, основанная еще пруссами до прихода сюда немецких крестоносцев. Первое письменное упоминание о ней относится к 1326 году. В орденское время слобода простиралась к востоку от стен города Лебенихт вдоль правого берега северного русла Прегеля. Фактически она являлась городским предместьем, однако, как и все подобные населенные пункты, юридически подчинялась не городу, а непосредственно Тевтонскому ордену. Изначально население слободы состояло из пруссов, к которым потом добавились литовцы, а со второй половины XVI века здесь стали селиться и немцы. После объединения трех городов слобода стала частью Кенигсберга.

Старейшим из известных слободских строений являлась кирха святой Елизаветы (первое упоминание относится к 1420 году), которая позже служила местным литовцам в качестве приходской. Кенигсбержцы поэтому и прозвали ее Литовской. В 1807 году кирху закрыли из-за недостатка прихожан, и в здании расположился арестный дом – попросту говоря, тюрьма. Но нас больше интересует традиционное кладбище при кирхе. Его сначала превратили в зеленую зону, а потом разбили на этом месте площадь Арестхаусплатц. Могилы при этом были срыты, но прах не эксгумировался.

В 1933-м площадь получила более благозвучное название в честь все той же святой Елизаветы. Повод был: еще в XIV веке рядом с кирхой расположился второй из открытых в Кенигсберге госпиталей, названный, опять-таки, в честь Елизаветы. Она, для информации, считалась покровительницей бедных, поэтому госпиталь предназначался в первую очередь для больных и престарелых горожан. То есть, по большому счету, был богадельней. С 1420 по 1525 годы госпиталь патронировался одноименным женским монастырем (сейчас это район улицы 9 Апреля): сестры ухаживали за получившими здесь приют бомжами. Здесь же останавливались литовские сплавщики леса, "зависавшие" в Кенигсберге по нескольку недель. Как сложилась судьба госпиталя в послеорденское время, не знал даже коренной кенигсбержец Гаузе.

– Во всяком случае, сейчас подтверждается наличие в этом месте культурного слоя, в котором обнаружены фрагменты керамики орденского периода, – говорит начальник научного отдела НПЦ по охране памятников истории и культуры Евгений Калашников.

Однако о начале положенных по закону археологических работ на месте бывшей "Риты" сейчас никто даже не заикается. Стройка не только не остановлена – она продолжается ударными темпами.