Игорь Кондратов: «Не можешь победить – не берись!»
Возраст: 50 лет.
Должность: руководитель «Объединенной PR-группы по Северо-Западу России».
Некоторые избирательные кампании: 2000 год - Калининградский региональный избирательный штаб Путина, 2003 год - выборы в ГД (А. Дацышин), 2004 - 2007 годы - избирательные кампании глав Гурьевского (Ю. Юхтенко), Зеленоградского ( В. Губаров) районов Калининградской области, депутатов горсовета Калининграда (О. Шкиль, С. Донских, И. Воеводин, В. Макаров, О. Мигунов и др.), депутатов Новгородской областной Думы (С. Кодынев).
- Предвыборная кампания – это колоссальное напряжение. Чтобы добиться результата, приходится не щадить ни себя, ни оппонентов. Когда работал в Питере, спал по 4 часа в сутки в течение 50 дней. В эмоциональном и физическом плане бывает очень тяжело, постоянно находишься в состоянии натянутой струны. Любая ошибка чревата необратимыми последствиями, в том числе возможным снятием кандидата с выборов. Это как уйти в море на боевую службу – не существует семьи, друзей, нет выходных. Бывало так, что я переставал ощущать вкус пищи.
С «грязными технологиями» каждому работнику нашего цеха наверняка приходилось сталкиваться неоднократно. Я не припомню выборов, где бы они в той или иной мере не применялись. Например, «ручеек» - изобретение середины 90-х годов - используется и сегодня. На избирательный участок заходит свой человек, бросает в урну пустой лист бумаги, чистый бюллетень выносит и, конечно, не безвозмездно, передает его заинтересованному лицу, которое в свою очередь «заряжает» этим бюллетенем с уже проставленной галочкой за «нужного» кандидата доставленного маргинала. Тот опускает его в урну, а чистый выносит. И так дальше, «ручеек» заработал. На одном участке таким образом в день голосования «специалист» может протащить до 50 человек. А если таких участков 10, то 500. Правда, маргинальный электорат - люди ненадежные, быстро раскрываются: забывают, куда положили «заряженный» бюллетень, начинают судорожно шарить по карманам, привлекают внимание представителей оппонентов и, в конечном итоге, попадаются.
Вторая технология - «подвоз». Каждый избирательный участок, особенно в городской черте, разбивается на квадраты. Возле каждого многоквартирного дома выставляется несколько автомобилей с обученными людьми. Они видят, например, пожилую чету, выходящую из подъезда и предлагают подвезти до избирательного участка. В машине ветеранам расскажут, за кого нужно проголосовать, пообещают денег, предупредят, что наверняка узнают, как они проголосовали. Народ голосует по заказу, но, как правило, доверчивых избирателей «кидают». Третья технология - «перехват». Применяется технологами, когда у кандидатов шансы примерно равны. Каждый агитатор провожает своего избирателя до участка. По пути их встречают молодые крепкие парни от другого кандидата, оттирают агитатора, забирают избирателя и за 50-100 метров неспешной ходьбы до участка так проникновенно его «агитируют», что избиратель на 100 % изменяет свое электоральное предпочтение. В такой ситуации следует посоветовать кандидатам стеречь своих сторонников пуще глазу.
Выборы без творческого подхода не выиграть. Сильнее в итоге окажется тот, кто придумает более нестандартный подход, привнесет в кампанию некую изюминку, которая никем ранее не использовалась».
Алексей Гвоздев: «Политика - самый рентабельный бизнес»
Возраст: 48 лет.
Должность: политтехнолог с 23-летним стажем, генеральный директор фирм «БАЛТИК ЭКО», «Эко Балт».
Некоторые избирательные кампании: 1998 год, выборы в ГД (генерал Андрей Николаев); 2000 год, руководитель регионального штаба Владимира Путина; 2000 год, руководитель избирательной кампании Леонида Горбенко; 2003 год, выборы в ГД (Асан Нюдюрбегов); 2006 год, выборы депутатов областной думы (Юрий Находкин, Валерий Фролов).
- PR, политические, информационные, рекламные технологии - это бизнес. Никаких устоявшихся расценок в нем не существует. Ставить условия по оплате труда политтехнолога вне бюджета избирательной кампании глупо. Поэтому базовым является определение бюджета кампании. Его нужно просчитать. Это чистая математика. Сначала определяем, сколько избирателей в округе. Например, их 10 тысяч. Смотрим по электоральной статистике, сколько из них, как правило, участвует в выборах. Ходит, допустим, 50% - 5 тысяч человек. Дальше среди, например, 10 кандидатов определяем явных лидеров и аутсайдеров. Прикидываем, сколько голосов на себя оттянут 8 аутсайдеров, вычитаем эту цифру и получаем, допустим, 4500 голосов на двух оставшихся лидеров. Тут возникает вопрос - сколько должен получить наш кандидат для победы? Ответ - 2250 голосов необходимо для стопроцентной победы. Я знаю, что в каждой квартире живет минимум два избирателя. Следовательно, мне нужно получить адреса 1100 квартир. В соответствие с законом я имею право сделать 1100 человек агитаторами на платной основе. И я захожу в каждую из этих квартир не с предложением голосовать за моего кандидата, а с предложением поработать в его избирательном штабе. В обязанности одного из членов семьи входит разговор со своим супругом, соседями, вывешивание в форточку портрета кандидата.
Но ведь не факт, что эти граждане придут голосовать именно за него - скажете вы! Однако очень легко намекнуть, что в ответ на террористические акты в Москве в целях безопасности каждая избирательная кабинка оборудована камерами скрытого наблюдения. Это очень хорошо работает. А не прийти на участок они не могут, потому что зарплата выдается после голосования в день выборов, что тоже не противоречит закону. Но все может быть. И даже то, что некоторые проголосуют за другого кандидата. Но ведь я занимаюсь пропагандой и агитацией: пишу очень трогательные статьи в газеты, выступаю на митингах так, что бабушки плачут. Следовательно, эти голоса все равно наберутся.
Исходя из всего этого, я могу просчитать, во сколько мне обойдется один голос, посчитав затраты на зарплаты агитаторов, их раздаточный полиграфический материал и т.д. Это и будет бюджет. 25% из этого бюджета (возможно, сверх бюджета) – фонд заработной платы штабистов (от 10 до 50 человек). Самый большой бюджет, с которым мне приходилось работать, - 3,5 млн долларов на два месяца избирательной кампании.
Александр Бобошин: «Пиарщик - циничный романтичный авантюрист»
Возраст: 38 лет.
Некоторые избирательные кампании: 1996 год, президентская кампания (Григорий Явлинский); 2000 год, выборы мэра Светлогорска; 2001 год, выборы депутатов Московской областной думы; 1998, 2002 годы – выборы мэра Калининграда.
Должность: генеральный директор ЗАО «ПР агентство Останкино».
- Как в каждом журналисте зреет потенциальный нобелевский лауреат по литературе, так в каждом пиарщике растет политик. В какой-то момент я решил, что смогу реализоваться в качестве публичного общественного деятеля. Пошел на выборы, и об этом не жалею. Потерпел поражение, причины мне совершенно ясны. Недооценили степень покупаемости избирателя. По Зеленоградску я был вторым, а в деревне - 5-7-м. В родном Переславском - тоже второй. Деревню просто купили. Вторая причина - моя неготовность пойти на некоторые политические соглашения на неприемлемых условиях.
За 15 лет работы не видел ни одного свежеиспеченного дипломированного специалиста, который бы соответствовал требованиям рынка. Попадаются либо пижонистые молодые люди, которых родители туда пристроили учиться, либо манерные девушки, жаждущие славы организаторов презентаций. Для меня важнее широта взгляда на мир при сильном гуманитарном образовании и желание состояться в нашей сфере деятельности.
Основной критерий согласия работать с кандидатом – «правильные деньги». Так говорит один коллега. В нашей стране столько делается, чтобы отбить у людей любое желание идти в политику. И вы сами видите, как сузилось политическое пространство за последние годы. Воля к победе для меня - главное. В публичной политике волевые и моральные качества человека важнее его интеллектуального багажа. Ну не читал он Джойса, Мане от Моне не отличит. А вот, чтобы коленки не дрожали на публике, и обаяние через край лилось - не видел, чтобы это легко давалось.
Фамилии, которые я назову, калининградцу мало что скажут. Творчество коллег комментировать не хочу. Ксения Собчак вне конкуренции, и не только для меня. Из калининградских персонажей я с большим профессиональным уважением отношусь к Игорю Рудникову, как к примеру политического самопродвижения. Хотя его идеи и цели мне совершенно не близки. И наш депутат Балтики Владимир Петрович Никитин невероятно успешен как политик. Списали его уже все. А он вот опять в обойме.
Весной на выборах в Красноярском крае, где я работал, творился обычный административный беспредел. С нарушениями всех процессуальных норм, без законных оснований судьи снимали оппозиционных кандидатов. Там есть такой политический феномен, как Анатолий Быков. Сильная, спорная и любимая сибиряками Личность. Намеренно с большой буквы пишу. Не идет на сговор с администрацией Хлопонина. Из 22 выдвинутых при его поддержке кандидатов сняли 15. А Чуров с Пржедомским во время визита в день голосования собирали жалобы на неправильно наклеенные агитки. Я думаю, что наше общество должно пройти длинный путь воспитания политической культуры и гражданской ответственности.
Есть методики планирования эффективных бюджетов. Нудное дело. Всегда высока доля расходов, которые на старте невозможно учесть. Приведу пример. Бюджет кампании Виктора Тархова в Самаре осенью прошлого года был чуть более 3 млн долларов. Но это то, что тратилось на агитацию и пропаганду. Он стал мэром. Я считаю, что недорого и эффективно. А в 2000 году на губернаторских выборах истратил примерно полтора. Был вторым. Выброшенные деньги? Но ведь это позволило ему вернуться в публичную политику после отставки с поста председателя Самарского облисполкома в 1991 году. Кампания Хлопецкого в 1998 году стоила около 400 тыс. дол. Выброшенные деньги или эффективные траты? Кампания Медведева в 1999 году - чуть более 100 тыс. долларов. Тоже второй. Сейчас все дороже, инфляция.
Разброс цен в нашем деле - как на рынке адвокатских услуг. Есть звезды, и есть рабочие лошадки. Но основные деньги, конечно, воруют из бюджетов кампаний.
Эльмира Хаймурзина: «Люблю работать на своей территории»
Возраст: 33 года.
Некоторые избирательные кампании: выборы в ГД, глав регионов, партийный проект на Украине.
Должность: исполнительный директор Калининградского регионального информационно-образовательного центра туризма «Рыбная деревня», политический консультант и менеджер избирательных кампаний.
- Первым настоящим специалистом по PR в моей жизни была мама - секретарь по идеологии райкома партии. Спичрайтер, имиджмейкер, организатор массовых мероприятий, «говорящая голова», пропагандист - все это она совмещала в одном лице. И, как я теперь понимаю, была очень успешной. «Филолог по образованию с высоким уровнем коммуникативной культуры и хорошими организаторскими способностями - это формула пиарщика, выведенная моей мамой.
В последние 3 года работаю только в Калининградской области. У нас есть команда, постоянные партнеры, с которыми мы провели ряд успешных кампаний: главы муниципальных образований, депутаты местных советов. Несмотря на некоторые ограничения, мне стало нравиться работать дома – на своей территории.
Еще некоторое время назад я вообще не задумывалась о личности кандидата. Работала с тем, что есть. Со временем и с опытом появилась потребность и возможность выбирать. Сейчас для меня очень важно знать, что собой представляет человек, который с моей помощью станет, например, депутатом. Иногда я говорю «нет» и не жалею об этом.
У нас был проект по выборам депутата Государственной думы. Ситуация была обострена до предела, до дня голосования оставалось несколько дней. Мы думали и собирали информацию, а потом быстро сделали одну листовку. Очень эмоционально. Честно. От имени конкурента. Обратившийся к нам кандидат одержал победу.
PR цветным не бывает - он либо есть, либо его нет, и цвет не имеет значения. Это все от нашего недопонимания. У многих моих коллег на сегодняшний день в арсенале находятся PR-технологии всех цветов радуги. Об этом рассуждать бессмысленно, даже бабушки на скамейках об этом знают.
Фото Андрея Елесеева и Наталья Думко.