16:43

Там, где солнце поднимается

  1. Новости

В 1996 г. наши моряки побывали на историческом острове Камисима.

У нас в гостях
Капитан крупнейшего парусного судна Сергей Туников более 20 лет связан с морем. Начал путь со штурмана на «Крузенштерне», продолжил капитаном фрегата «Паллада» и возглавляет один из трех парусных кораблей пассажирской компании Star Clippers. Немного в мире найдется островов, на которых он не побывал.

Знаменитый капитан продолжает рассказывать об увлекательных путешествиях (начало см. «СК» № 3, 16 января).
- Три прощальных гудка: «Крузенштерн» покидает  Владивосток. На палубе необычная тишина. Даже излюбленное место встречи членов экипажа - штурманский мостик - сегодня пуст. Пора готовить судно к очередному этапу плавания. Египетская цапля зависла на уровне бом-брам-рея. И люди, вымотанные за восьмидневную стоянку, предпочли предоставить небо ей, а звезды штурманам... На третий день плавания удары в судовой колокол известили о нашем приближении к месту скорби - по курсу возникла серая громада острова Камисима, входящего в Цусимский архипелаг. Втянувшись в Восточный проход, или пролив Крузенштерна, судно, застопорив ход, легло правым бортом на ветер в месте, где 27-28 мая 1905 г. разыгралась трагедия: японский флот, имевший превосходство в артиллерии и скорости, разгромил русские тихоокеанские эскадры вице-адмирала З.П. Рожественского.

Головные уборы долой!

В 9 час. 10 мин. на 34 градусе 7 мин. северной широты и 129 градусе 27 мин. восточной долготы мы спустили на воду венок, на ленте которого золотыми буквами сияло: «Русским морякам - вечную славу здесь стяжавшим. Экипаж УС «Крузенштерн». 10 апреля 1996 г.». Скользнул на треть фала российский стяг, салютуя погибшим. Содрогнулись вершины Митаке и Ятате от прощального гудка «Крузенштерна». «Головные уборы долой!» - экипаж отдавал честь героям Цусимского сражения. Японский фрегат, находившийся на почтительном расстоянии, убедившись в мирных намерениях русских, заложил «право на борт» и ушел в сторону Кюсю.
Русско-японская война в начале прошлого века принесла немало «сюрпризов» обеим сторонам. И основные события  связаны именно с островами. К примеру, остров Русский фактически спас Владивосток от экспансии японцев. Установленные здесь 12 «ворошиловских батарей» с калибром 450 мм и дальностью стрельбы до 40 км определили исход битвы, не начав ее. Японцы не решились подступиться к мощному укрепрайону. Учитывая изрезанность острова площадью всего в 100 кв. км, атаковать его было невозможно.

Свистать всех наверх!

«Парусный аврал, все наверх! Постановка парусов». Мы не имеем права задерживаться. Чтобы успеть вовремя в Сингапур, судно должно проходить не менее 170 миль в сутки. Надо использовать попутный муссон, тем более что встречное Цусимское течение отнимает с трудом отвоеванные «парусные» мили. Снявшись с дрейфа, «Крузенштерн» скользнул по касательной к юго-восточной оконечности острова Симосима и лег на генеральный курс. Однако долго выдержать заданное направление не получилось. Около шестидесяти рыболовных судов, кажется, специально собрались со всего Восточно-Китайского моря, чтобы покуражиться над «Правилами предупреждения столкновения». Как нашему паруснику удалось разойтись с рыбаками - профессиональная  тайна штурманов, и как избежали столкновения друг с другом рыболовные суда - тоже не знает никто. Может, повышенное внимание судоводителей или врожденная реакция японских и корейских моряков привели к такому результату.  К вечеру, едва Венера показалась в созвездии Плеяд, море озарилось ярким, будто дневным светом. Десятки светоловов вышли на ночной лов кальмара. Зарево от больших городов не идет ни в какое сравнение с тем, что дают небольшие, длиной под 40 м, рыболовные суда, оборудованные сотнями галогенных ламп мощностью около 1000 Вт каждая. Неожиданный световой эффект тут же получил фантастическое обоснование у новичков-курсантов. Предположения были самые разнообразные: от огней святого Эльма до возрождения Атлантиды.
А 14 апреля в «21.10   23 26,3 №119 04,4 Е судно пересекло северный тропик в южном направлении». Так гласит запись в судовом журнале. И начались будни. Кондиционеры, как будто специально созданные для того, чтобы мешать жить, с успехом начали справляться с этой задачей. За считанные часы температура в каютах поднялась до 33 градусов по Цельсию. И вполне понятна радость экипажа от зовущих впереди лазурных вод самого жаркого в мире Индийского океана, к которому с восьмиузловой скоростью двигался «Крузенштерн». Сидя в темноте шлюпочной палубы, курсанты выводили мелодии современной эстрады. И отсутствие ветра подчеркивало звонкую тишину южно-китайской ночи.


Федор Литвинов, старший научный сотрудник АтлантНИРО, кандидат биологических наук.