Узбек Хамид Камилов работает водителем маршрутки в Калининграде. Везет пассажиров, а мыслями — в Оше: у его родных, когда начались беспорядки на юге Киргизии, в первую же ночь сожгли дом. Убежали в чем были. Хотели прорваться в Узбекистан, но беженцев туда пускать перестали, и они уже несколько дней живут на границе.
— Дочка беременная — на 6-м месяце, — переживает Хамид. — Сейчас она с мужем и свекровью оказались на улице. Но главное — живы. Узбекские пограничники обещают их защитить, даже если за это командиры накажут. Перебрасывают им через "колючку" сухой паек.
"Эти беспорядки готовили заранее, — уверен земляк Камилова Хатам Мамаджанов. — Месяц назад сын жаловался мне по телефону, что к нему подошли на базаре студенты, требовали поддержать свергнутого президента Бакиева. А 11 июня в студенческом городке устроили провокацию: зашли в магазинчик, набрали продуктов и отказались платить. Хозяин возмутился: "Вы что! Ладно б буханка хлеба, а то на 3 тысячи сомов товара набрали". Те в ответ матом, завязалась драка. Вдруг появились человек 150 вооруженных ребят. Откуда у гражданского населения взялось оружие?" В час ночи начали жечь дома. Соседи-киргизы прятали у себя узбеков. Наутро племяннице-студентке другого ошанина — Атабека — позвонили однокурсницы-киргизки и предупредили, чтоб дома не оставалась: с горных аулов собираются вооруженные бездельники. И правда: вечером к узбекскому кварталу подступила толпа. "Район отстояли, — рассказывает Атабек, — и взяли четверых заложников из нападавших. Их обменяли на женщину с 9-летней девочкой: ребенка изнасиловали — она умерла. У моего племянника убили соседей: деда с маленьким внуком проткнули ломом. Сам он бросил все и убежал. Бабушку до сих пор найти не можем".
По официальным данным, за 4 дня на юге Киргизии погибло 190 человек… Но Хатам Мамаджанов точно знает, что только вокруг одного его квартала за один вечер насчитали не меньше 300 убитых! "Когда свергали Акаева, к власти рвалась та же команда, что сейчас. Никак не могут поделить портфели, а народ страдает", — возмущается он.
В регионе, по данной последней переписи населения, живет более 600 узбеков . "Как это все началось — нам стали звонить здешние киргизы: "Хатам-аке, только на нас зла не держи, до такой степени обидно…"
— Мы с киргизами думали, как помочь тем, кто там, — говорит Мамаджанов. — Хотели пойти в МИД в Калининграде — просить, чтоб ввели российские войска. Но даже когда все уляжется, там теперь не получится жить спокойно… Теперь наша главная задача — вывезти оттуда семьи.