19:12

Василий Лановой: \"Я люблю людей светлых\"

  1. Новости

В конце июня в Калининграде пройдут гастроли Театра им. Вахтангова. На сцене Драмтеатра представят спектакль "Посвящение Еве", главные роли в котором исполняют Василий Лановой и Евгений Князев. В разговоре по телефону Василий Лановой рассказал "ББ" о своем герое в этом спектакле, о сегодняшней работе в театре и о русской классике.

- Алё-алё! Здравствуйте, Калининград!

- Василий Семёнович, вы сейчас за работой или на отдыхе?

- Нееет, у меня отдых начнется через месяц, когда закончится театральный сезон, где-то в самом начале июля.

- Над чем сейчас работаете?

- Я сейчас ни над чем не работаю, недавно выпустил спектакль "Последние луны" – по двум замечательным пьесам:итальянской и немецкой, в постановке нашего нового художественного руководителя (Римас Туминас, прим. "ББ"). Это пьесы о судьбе стариков, о том, что их ждет, о грустном и трагическом. Я играю в этом спектакле одного из стариков. Параллельно преподаю и заведую кафедрой сценической речи и художественного слова в нашем театральном институте имени Щукина при театре имени Вахтангова. У меня обширная концертная программа. Сейчас, к 65-летию Победы записал диск - военные песни и военные стихи. Это была очень волнительная работа, попортила мне очень много крови, но я так ей рад! Военные песни я считаю лучшими, в них с самымые хорошие слова, чувства и мысли. Очевидно потому, что мне самому пришлось 3,5 года быть в оккупации мальчишкой, так что все это осталось во мне навсегда. Перед юбилеем Победы у меня было очень много концертов, я всегда и везде напоминал ветеранам о том, что мы обязаны им всем. Вся страна обязана этому поколению жизнью и Победой, потому что то, что они пережили, те жертвы, которые они принесли сегодня кажутся немыслимым, понимаете? Я очень рад, что так могуче и так мощно все наши поколения воспринимают этот праздник, эту Победу. Мы никогда не должны забывать о том, что было сделано для нас.

- Вы по-прежнему снимаетесь в фильмах. Те эмоции, которые вы испытываете во время съемок – сравнимы ли они с теми, что были в самом начале вашего творческого пути?

- Вы знаете, я театральный актер, я снимаюсь, только когда нет большой работы в театре, так что для меня главное творческое мерило – это все-таки сцена, а не кино. Я понимаю, что кинематограф – это дар божий для актеров, особенно если хороши сценарий и режиссура. Мне в этом смысле повезло, потому что я всегда отбирал для съемок настоящую великую литературу, классику – "Война и мир", "Анна Каренина", замечательные советские произведения - "Коллеги", "Иду на грозу", "Павка Корчагин". Это прекрасная литература с великими судьбами героев, асуть нашей профессии в том, чтобы влезть в шкуру нашего героя в разные периоды его жизни. Поэтому, я бы сказал так – когда по-настоящему что-то цепляет за сердце, то все чувствуется одинаково – как в театре, так и в кинематографе.

- Расскажите о своем герое в "Посвящении Еве"

- Спектакль мы играем уже около 10 лет, это замечательная пьеса Эрика Шмидта. Пьеса о совести гражданской, о совести человеческой, о настоящей любви.Мне всегда очень приятно в ней играть. Главное действующее лицо – женщина, она не появляется в спектакле, но мы все время о ней говорим. Это истинно великий, трагический накал драматургии. Я рад, что мы едем в Калининград, я очень люблю этот город, часто бывал там по разным поводам и каждый раз это было прекрасно. Даже в самые тяжелые периоды – 90-е годы, когда все рушилось, когда приходилось сдерживаться, обустраиваться, все равно я приезжал в этот город со своей семьей и очень радовался ему.

- Вернемся к литературе – какие книги сейчас Вы читаете с удовольствием? Находите время?

- Не далее как вчера я был Вене, в пятидневной поездке. Там я в свободное время читал Федора Михайловича Достоевского, раз в десятый, наверное. "Война и мир" – книга, которую я перечитываю сотню раз, она у меня на столе лежит. Классика – это основа, могучий фундамент, на котором зиждется вся культура – и поэзия, и музыка. Без классики невозможно представить себе великую нравственность – ни бытовую, ни гражданскую. Когда сегодня забывают об этом, не уделяют того должного внимания, этим потрясающим ценностям – думаю, это не от большого ума. Мы раньше в школе проходили Пушкина, Толстого по 60 часов, по 80 часов, а сейчас в школах литературе отводят часов 15, 20. Это не правильно, и мы потом почувствуем бешеную деградацию нашего юношества.

- Где вам лучше всего отдыхается?

- На природе. В последние годы больше всего я люблю быть на природе, с животными. Там для меня наступает момент великой истины.

- Когда-то вы влюбили всю страну в своего героя - юного романтичного мальчишку Артура Грэя из "Алых парусов". Можно ли сохранить, невзирая на возраст, эту юношескую ауру легкость?

- Думаю, это зависит от той природы, которая заложена в человеке. Я люблю людей светлых, не мрачных, уверенных в том, что все будет в порядке, все будет хорошо. Когда человек сохраняет юношескую, озорную замечательную веселость, я считаю – это дар божий. Этим надо пользоваться и культивировать в человеке.