Во время рабочего визита в Калининград президент РФ Владимир Путин отметил необходимость снизить стоимость авиабилетов в Калининград и предложил обнулить НДС для перевозчиков. Однако эта мера снизит реальную стоимость билетов только на 3-4%. О том, что ещё помогло бы калининградцам сэкономить на перелётах, Клопс.Ru рассказал руководитель интернет-портала AVIA.RU Роман Гусаров.
Почему авиабилеты столько стоят?
Эксперт признаёт, что внутрироссийские авиаперевозки стоят дороже заграничных. Происходит это по многим причинам: там совершенно другая система налогооблажения, более дешёвое аэропортовое обслуживание, а иногда и топливо.
"В то же время, если брать рост цен на авиаперевозки в России на глубину прошедших десяти лет, то у нас они росли медленнее инфляции. То есть сегодня мы по факту летаем дешевле, чем десять лет назад. Авиация старается сдержать цены, потому что понимает – никто не полетит. У нас и так-то перевозок нет. Авиакомпании страдают, банкротятся и так далее. Они стараются держать цены на том уровне, чтобы не быть убыточными", – подчеркнул Гусаров.
В то же время эксперт убеждён, что калининградские билеты в оба конца, особенно субсидированные, не так уж и дороги.
"Цена в девять тысяч рублей или 130 евро в оба конца – это не низкая, но вполне нормальная европейская цена. Те 30 тысяч, о которых говорится – это же цены на рейс, куда уже продали почти все билеты. Тогда перевозчики и устанавливают верхнюю планку. А средний чек – это не больше 20 тысяч рублей", – говорит Гусаров.
Архив Клопс.Ru
По данным филиала Аэрофлота в Калининграде, сейчас загрузка рейсов составляет практически 100%, загрузка рейсов группы (АФЛ + Россия) составляла в среднем в июне-июле 98% на Москву и Санкт-Петербург (в обе стороны). Рейсы АФЛ в этот период загружены почти на 100%.
Ранее в регион летала авиакомпания "Победа", и статистика показывает, что её цены были ниже на 20-30%. Она не смогла продолжить работу в Калининградской области, и теперь здесь не хватает лоукостера.
В регион летает "Аэрофлот" и продаёт билеты в эконом-класс по плоским тарифам. Если бы он убрал на этом направление плоский тариф, то это могло бы привело к резкому росту цен на билеты.
Причём стоимость билетов относительно невысока и для другого "проблемного" в плане перелётов региона – Приморского края. Кстати, для Дальнего востока тоже действует программа субсидирования перелетов, но она касается только определённых социальных групп – пенсионеров и студентов.
"Аэрофлот" продает билеты по беспрецедентной цене в мире. Так, билет во Владивосток и обратно стоит 22 тысячи по плоскому тарифу. А ведь это всё равно, что в Америку слетать туда-обратно! - говорит Гусаров. - Причём это не льготные билеты, а доступные для всех".
Что нужно сделать?
Так как отмена уплаты НДС на авиаперелёты в Калининград и обратно снизит реальную стоимость билетов только на 3-4%, это не принесёт ощутимой выгоды для потребителей. Всё дело в том, что в конечную стоимость билета помимо базовой стоимости входит ещё и сбор аэропорта, топливный сбор и другие статьи.
"То, что предложил президент, может ещё и косвенно отразиться на стоимости билетов. Может быть, граждане решат, что 300-400 рублей – это нормальная экономия, и начнут покупать билеты, тогда у авиакомпаний вырастут продажи, но это тоже совсем немного", – уверяет Гусаров.
По мнению эксперта, хороший вариант – это обнуление НДС для сбора аэропорта. Такие предложения есть со стороны воздушных гаваней. Они предлагают обнулить НДС не для всех направлений, а только для региональных перевозок.
"Вот если обнулить НДС и для авиакомпаний, и для аэропортов, то это уже была бы более заметная поддержка. Процентов десять от стоимости билета реально можно было бы сбросить", – пояснил Гусаров.
Самым действенным способом снизить стоимость авиаперевозок для Калининградской области на данный момент Гусаров считает открытие авиахаба в Храброво.
Архив Клопс.Ru
"В Калининграде аэропорт – это огромные упущенные возможности. Надо пользоваться удачным расположением и строить на его основе транзитный хаб. Тогда бы летали не только жители Калининграда в Москву и обратно, но еще москвичи и иностранцы. Сейчас, например, идёт большой транзитный пассажиропоток из Китая. Они летят в Москву, пересаживаются и отправляются дальше в различные аэропорты Европы", – перечисляет Гусаров.
По его словам, чем больше пассажиропоток, тем ниже себестоимость услуг аэропорта, а это внушительная часть цены билета.
"Когда аэропорт обслуживает тысячу человек в сутки, то все свои накладные расходы он пытается расписать на эту тысячу человек. Чем больше аэропорт принимает пассажиров, то тем больше он получает сборов. Сейчас самые дешевые тарифы на аэропортовое обслуживание в Москве", – говорит эксперт. – К тому же это ещё и даст возможность самим калининградцам летать по более широкой маршрутной сети. Им уже не надо будет сначала покупать билет до Москвы или до Варшавы, чтобы улететь куда-то".
Сейчас руководству аэропорта и властям надо искать союзников среди авиакомпаний, чтобы попытаться какую-то часть транзитного пассажиропотока перевести в Храброво.
"Те же Хельсинки или Рига своим географическим положением пользуются. Сегодняшней статистики не знаю, но пару лет назад рижский аэропорт принимал по 4 млн пассажиров в год, и это при населении Латвии в 2 млн человек", – рассказал Гусаров.