12:12

"Огромный кит приплыл в маленькую ванну": изменятся ли цены с приходом на калининградский рынок "Леруа Мерлен"

  1. Новости
Фото: Instagram / Leroy Merlin Russia.
"Комсомолка" попыталась оценить, как изменится рынок с открытием магазина известной торговой сети. 
 
Магазин строительных и отделочных материалов под брендом международного ритейлера "Леруа Мерлен" (Leroy Merlin) готовится к открытию недалеко от поселка Орловка Гурьевского района. Калининград будет далеко не первым в нашей стране, куда приходит известная французская компания: как сообщается на ее официальном сайте, в настоящее время 62 магазина "Леруа Мерлен" работают более чем в 30 российских городах. Запуск гипермаркета под Калининградом, по последним данным, запланирован на осень. Всех, кто сейчас готовится к ремонту и строительству, конечно же, не может не волновать главный вопрос - насколько изменятся ассортимент и цены с появлением такого мощного игрока.

Кит в маленькой ванной

Одним из городов, где в этом году уже открылся гипермаркет "Леруа Мерлен", стал далекий от нас Хабаровск. Часть местных экспертов приход ритейлера федерального уровня встретила с откровенной настороженностью.
 
— Игрок, который заточен на города-миллионники, войдя в город куда меньшего масштаба, подвергает риску не просто изменить конфигурацию рынка, а взорвать его! —  заявил агентству AmurMedia доктор социологических наук, профессор Григорий Говорухин. — Когда появляется такой игрок, как "Леруа Мерлен" или "Ашан", то, понятно, что старый трафик будет закрыт, а вместо него откроется другой. И это тоже может привести к тому, что какая-то часть городских районов потеряет свою привлекательность. И все только потому, что, образно говоря, огромный кит приплыл в маленькую ванну. В самой Европе уже достаточно давно поняли вред от таких необдуманных действий: там не допускается вхождение такого калибра игроков в средние и малые города.
 
— Продажи у большинства региональных сетей снижаются существенно сильнее рынка, так как крупнейшие международные и федеральные российские сети забирают у них трафик, выигрывая ценовую и ассортиментную конкуренцию, — подлил масла в огонь в интервью "Ведомостям" гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров. — С открытием в региональных центрах гипермаркета Leroy Merlin продажи местных ритейлеров снижаются на десятки процентов, что неизбежно приводит к закрытию ряда магазинов.
 
В Калининграде делиться паническими настроениями пока никто не спешит. По крайней мере, открыто "для печати". Экономист, бизнес-омбудсмен Георгий Дыханов в приходе "Леруа Мерлен" и вовсе  видит только плюсы. Хотя признает: компаниям, которые работают в этой сфере в Калининградской области, стоит начинать шевелиться и нервничать.
 
—  Конкуренция должна быть везде и чем ее больше, тем более качественный продукт получает потребитель, причем по более доступной цене, —  считает Дыханов. — Появление такого интересного, мощного, нового игрока заставит существующие компании внимательнее рассматривать свою продуктовую линейку, ассортимент, предлагать дешевле, больше и лучше. Эту ситуацию я рассмотрел бы не только с точки зрения потребителя, у которого появляются новые возможности, но и с точки зрения производителя. Очень заманчиво стать поставщиком такой сети! Появляется возможность разговаривать не только с тем же "Бауцентром", а иметь уже несколько покупателей. Я знаю компанию, которая производит подоконники, мойки, кухонные поверхности и работает с "Леруа Мерлен" очень давно, через них продает свою продукцию в города России. Теперь будет продавать и в Калининграде: это и удобно, и выгодно.

Чужой среди своих

Среди калининградских участников рынка опыт реальной кокуренции с "Леруа Мерлен" на сегодняшний день имеет только "Бауцентр". Магазины калининградской сети работают в Краснодаре и Омске, где им приходится бороться за покупателя в том числе и с французским гигантом. Если взглянуть на "общий зачет", то ощутимый перевес на стороне "Леруа Мерлен". По данным ИА INFOLine, в начале 2016 года суммарная выручка "Бауцентра" была в 10 раз меньше выручки французов.
 
—  Безусловно, это сильный игрок, но уверен, что в Калининграде тяжелее всего придется небольшим магазинам, поскольку у них гораздо меньше возможностей менять свой товарный портфель, — считает генеральный директор "Бауцентра" Александр Курандин. — Что касается нас, то я бы не говорил о каких-то ответных мерах. Мы хорошо знаем ассортимент "Леруа Мерлен", у нас он другой. Осенью мы готовимся открыть новый большой магазин на выезде из Калининграда, но это никак не связано с приходом на рынок еще одного конкурента. Последний раз мы открывали магазин еще в 2008 году, это было на улице Дзержинского. С тех пор прошло много времени, появились новые сервисы и технологии торговли, а главное — стали выше требования покупателей. Чтобы соответствовать этим требованиям, улучшаемся и мы. По этой причине мы уже закрыли магазин на улице Озерова и планируем закрытие старого магазина на Московском проспекте, которые уже не отвечали современным стандартам.
Второй крупный игрок калининградского рынка — компания "Мегаполис" — ждет встречи с новым конкурентом с олимпийским спокойствием.
 
—  Если говорить о сегменте строительных материалов, то сегодня по нашей сети мы наблюдаем рост продаж, — говорит коммерческий директор сети "Мегаполис" Максим Морозов. — Конечно, "Леруа Мерлен" определенную долю рынка себе заберет. Насколько мы можем судить по стратегии, которую они используют в других регионах, компания на первом этапе будет применять весьма агрессивную ценовую политику. Ассортимент конкурентов мы также анализируем и я не думаю, что калининградские магазины с приходом "Леруа Мерлен" будут кардинально менять свое предложение. Но определенные изменения произойдут. Относительно "Мегаполиса" могу сказать, что новинки в ассортименте уже есть. Я считаю, что у нас сильные позиции. Работают магазины в области – Балтийске, Черняховске и Советске, мы занимаем весомую долю рынка по электрике и электрооборудованию, активно наращиваем оптовую торговлю. Откроем ли мы в ближайшее время новые магазины? Планы по развитию сети, безусловно, есть, но конкретику я пока озвучивать не буду.
 
Как стало известно "Комсомолке", в некоторой степени приход "Леруа Мерлен" в Калининграде уже ощутили. Компания сейчас активно набирает персонал.
 
— Я не думаю, что мы увидим какую-то текучку кадров, хотя кто-то наверняка перейдет на новое место работы, — отмечает Александр Курандин. — Насколько я знаю, наши конкуренты предпринимали попытки пригласить к себе сотрудников "Бауцентра". Найти квалифицированный персонал непросто, рынок труда в этом сегменте узкий. Мы приложили немало сил, чтобы обучить людей, которые могли бы двигать компанию дальше.

Борьба за кошелек

С открытием магазина в Калининграде "Леруа Мерлен", судя по всему, придется сражаться с местными конкурентами на сжимающемся рынке. В первом полугодии объем вводимого жилья упал в Калининградской области почти на 50 процентов! План, который озвучивают региональные власти, тоже ниже прошлогоднего — сразу на 200 тысяч квадратных метров. Это означает, что станет не только меньше новоселов, которые затеют ремонт (и пойдут в магазины за обоями и ламинатом), но и застройщики снизят объем закупок материалов для своих объектов.
 
— Застройщики строят квартиры, в основном, без отделки, но кое-что мы все равно закупаем, — уточняет руководитель группы компаний "Ремжилстрой" Ирина Губко. — Краску для лестничных леток и фасадов, например, мы покупаем у местных, калининградских производителей, которых стало много. Плитку для лестничных клеток приобретаем в основном в "Бауцентре" или "Мегаполисе", ориентируясь на качество и цену. Сейчас, когда появится "Леруа Мерлен", ожидаем, что цены на эти материалы у местных продавцов - в "Бауцентре", "Мастере" и "Мегаполисе" — снизятся. Открытие "Леруа Мерлен" мы ждем с профессиональным интересом и готовимся мониторить цены. Если качество и цена нас будет устраивать, то мы будем с ними сотрудничать, потому что у нас себестоимость материалов растет, а цена на жилье падает.  Понятно, что и население Калининградской области, и мы, будем покупать там, где будет дешевле.