17:36

"Следующему поколению собирать будет нечего"

  1. Новости

ХРОНИКИ ГОРОДСКОЙ ЖИЗНИ

Впервые в художественной галерее выставляется интересная коллекция книжной и журнальной графики, собранная частными коллекционерами Денисом Дунаевским и Максом Поповым. Один из редких экспонатов выставки — кабинетная бронзовая скульптура "Горняк" Фридриха Ройша, принадлежащая коллекционеру Александру Кузьменко.
Большая часть экспонатов - оригиналы графических произведений, созданные кенигсбергскими художниками XIX — начала XX веков. Здесь можно по знакомиться с иллюстрациями, которые были опубликованы в периодических изданиях Лондона, Парижа и Кенигсберга.
— В журналистике XIX века существовала такая специальность, как рисовальщик-репортер, — рассказывает хранитель фонда зарубежной истории, культуролог Ирина Громова. — Эти специалисты делали иллюстрации для газет и журналов того времени.
Любопытна серия, посвященная коронации кайзера Вильгельма в 1861 году. Профессор Академии художеств Иоханнес Хайдек изобразил разные фрагменты этого события — въезд королевской четы в город, посвящение в рыцари, обращение к народу, церемонию в церкви, бал. Мастерство рисовальщика вызывает восхищение — за короткое время он смог отобразить множество мелких деталей, создающих подробную картину коронации — прически и туалеты, выражение лиц и эмоции участников.
- Еще один популярный способ бытования репродукционной гравюры — двойные открытки с популярными видами города в исполнении известных художников-граверов, — рассказывает Ирина Громова. — Подобная многогранность гравюры раскрывает ее социальные функции и объясняет ее востребованность в XIX веке.

ПОРТРЕТ ФИЛОСОФА

В разделе, посвященном Кенигсбергскому университету, особое место занимает работа "Кант в своем рабочем кабинете" профессора Академии художеств Генриха Вольфа. Мастер портрета талантливо показал замкнутую натуру известного философа. Этот портрет стал одним из центральных произведений в творчестве художника и получил широкую известность в Восточной Пруссии. Эта работа досталась коллекционерам в оригинальной авторской раме и по праву считается одним из наиболее ценных экспонатов на выставке.
После смерти Канта его дом был превращен в ресторан, и в 1805 году в нем состоялось первое заседание Общества друзей Канта. Астроном Фридрих Бессель придумал обычай — выбирать бобового короля, который и готовил следующую встречу. Архитектор Фридрих Ларс для очередного собрания выпустил серию литографических изображений города, оформив их в виде папки-альбома. Эти необычные литографии представлены в экспозиции.
Но, пожалуй, самый уникальный экспонат — план города 1641 года, выполненный издателем и гравером Маттеусом Мерианом. Идея рисовать виды городов с планами родилась у художника в те времена, когда Германия вела войну со Швецией, и его работы быстро приобрели популярность у патриотичных немцев. Гравюры Мериана представляют собой синтез графики и топографии.

НЕМЕЦКИЙ ПАРЕНЬ ИЗ НАРОДА

Еще один редкий образец немецкого искусства — скульптура "Горняк" Фридриха Ройша, с творчеством которого калининградцы знакомы лишь по фотографиям с видами города. Между тем этот художник был известной и уважаемой в городе персоной. Он создал скульптуры исторических личностей — герцога Альбрехта, кайзера Вильгельма и канцлера Бисмарка, игравших большую роль в знаковом пространстве Кенигсберга. Он также воплотил в бронзе любимую горожанами скульптуру "Немецкий Михель", некогда стоявшую около башни Врангеля. Его "Горняк" — тоже народный образ. Скульптор не только создал реальный портрет, но воспроизвел все детали горняцкого костюма.
— Скульптуру я купил давно, на одном из немецких аукционов, — рассказывает коллекционер Александр Кузьменко. — Я знал, что Ройш считается в Германии одним из лучших скульпторов своего времени. С 1881 года он преподавал в Кенигсбергской академии художеств, затем стал ее профессором. Патриотическая направленность и мастерство Ройша обеспечили ему популярность в Пруссии — он был завален заказами. В Калининграде найти работы этого скульптора невозможно.

КАЛИНИНГРАДЦЫ ПРИНЯЛИ ЭСТАФЕТУ

Примечателен тот факт, что именно калининградские коллекционеры собрали серию произведений немецкого искусства и захотели представить ее публике.
— После 90-х годов восстановлением культурных ценностей занимался Фонд культуры, — рассказывает Ирина Громова. — В Германии было много коллекционеров, которые сохраняли эмоциональную связь с этой землей. Обработав историко-культурный материал, они создали каталоги. Современные коллекционеры собирают предметы искусства, опираясь на эту базу данных. Их миссия очень важна: сегодня необходимо найти и сохранить то, что еще можно, потому что следующему поколению собирать будет уже нечего.
Многие хотят иметь дома старинные вещи и предметы искусства. Почему же именно немецкое искусство вызывает у нас повышенный интерес?
— В прошлом веке сознание россиян, и в том числе калининградцев, пережило множество разрушительных моментов, — объясняет Громова. — Последние годы все отчетливее попытки восстановления связи с историей страны и города, в котором мы живем.
Духовное пространство нашего города, подобно шагреневой коже, давно существует в сжатом состоянии. И оно нуждается в осмыслении современными жителями Калининграда, а один из способов этого — восстановление фрагментов истории и искусства города в музейных экспозициях. И в этом смысле выставка "Незнакомый Кенигсберг" — очень ценный проект.