10:30

Модест Колеров: У Калининградской области нет уникальных проблем

  1. Новости

Модест Колеров известен в России не только в качестве главы информационного агентства REGNUM, но и как историк, издатель и общественный деятель. В Калининград он прибыл в очередной раз в связи с собственным проектом "Русская Прибалтика". Он призван определить место нашего региона в российской политике по отношению к странам Балтии и Польше. Кроме того, Модест Алексеевич выразил желание предложить некоторые идеи, которые помогли бы преодолеть географическую изолированность области от остальной России.

На Западе нас не ждут

- Вас часто упрекают в крайнем радикализме, особенно относительно многих стран на постсоветском пространстве. Вы согласны с такой характеристикой?

- Я не боюсь быть радикалом, потому что мой радикализм имеет отношения к моей стране, интересы которой я защищаю. Тот человек, который в этом отношении не является радикалом – просто предатель. Мой радикализм – только слабая копия радикализма наших прибалтийских соседей. Наша внешнеполитическая неадекватность, неспособность достойно реагировать на шовинистический, этнический, националистический, коллаборационистский и ревизионистский в отношении Гитлера курс прибалтийских стран позорна. Мы недостаточно «радикальны», чтобы защищать наши национальные интересы от действий, оскорбляющих наших родителей и лишающих будущего наших детей.

- Польши это касается в меньшей степени?

- Многие польские интеллектуалы в частных беседах, нарушая корпоративную этику Евросоюза, говорили мне: «Мы и в советской и в антисоветской версии воевали против Гитлера. И никогда не согласимся с тем, что те, кто воевал на его стороне – наши союзники. Между нами кровь и судьба наших государств. И это никогда не будет преодолено».

- Тем не менее, как бы вы посоветовали развивать сотрудничество Калининградской области со своими соседями, в первую очередь с Литвой?

- Видимо, местным властям стоит расширить до 38 полос погранпереход в Советске, чтобы литовцы, едущие к вам за бензином и сигаретами, с большим удовольствием оставляли здесь свои деньги. Для межрегионального сотрудничества этого вполне достаточно. Другое дело, что я глубоко убежден: если не ставить перед собой общенациональные задачи, любой из здесь живущих быстро будет превращен в человека второго сорта. В прошлом году один мой старый товарищ провел самый крупный в истории России опрос национальной элиты – бизнеса, чиновничьей, культурной и так далее. И выяснил, что наиболее пессимистически оценивают перспективы отношений России с Западом бизнесмены. Он объясняет это тем, что именно серьезные бизнесмены, часто бывающие в деловых поездках за границей, знакомы с реальным отношением к русским. Нас там не ждут, считают людьми второго сорта.

Один против трех

- В одном из своих выступлений Вы назвали Литву, Латвию и Польшу непотопляемыми авианосцами НАТО. А сможет ли им при необходимости противостоять непотопляемый авианосец России в лице Калининградской области?

- Сможет хотя бы потому, что у прибалтов нет собственной авиации.

- У нас здесь ее тоже скоро может не остаться.

- Останется. Да и как-никак с Белоруссией у нас единая система ПВО.

- Переходя с военной темы на профессиональную: не считаете ли вы, что Россия, безусловно одержав военную победу над Грузией в августе 2008 года, в информационном освещении этого события потерпела полное поражение?

- Абсолютно согласен. Но это вопрос прежде всего к нашей политической элите, которая до сих пор считает, что важнее хорошо выглядеть на каком-нибудь второсортном западном телеканале, нежели защищать национальные интересы.

Хулиганство как путь к обнищанию

- Как вы оцениваете нынешнее положение Калининградской области?

- Нет у Калининградской области никакого самостоятельного положения, потому что она является неотъемлемой частью России. Попытки искать особую геополитическую судьбу – это провинциализм. Ваш регион не существует вне России. И испытывает те же трудности, что и другие области: с состоянием медицины, ЖКХ и т. д. Это не уникальные проблемы. Другое дело, что в силу своего географического положения ваша область должна иметь все для того чтобы выживать за собственный счет, иметь самодостаточную инфраструктуру. Но для этого нужен очень конструктивный, товарищеский диалог с федеральным центром. Любое хулиганство здесь ведет к обнищанию Калининградской области. Я не исключаю, что поддерживаемые несистемной оппозицией действия в отношении федерального центра преследуют своей целью в конечном итоге ослабление позиций России в этом регионе.

- Под хулиганством вы подразумеваете недавние митинги?

- Эти акции стали не только крупным общественно-политическим и медийным событием, но еще и примером скоординированной работы, что очевидно – дураков нет. В столице прекрасно информированы как о причинах, так и о механизме создания и декабрьского, и январского, и предстоящего мартовского митингов. Есть лозунги и есть цели. И если кто-то думает упаковать реально существующие проблемы в политические лозунги, им необходимо отдавать себе отчет в том, что такие действия адекватно оцениваются. Безусловно, Россия может и будет поддерживать Калининградскую область. У государства просто нет другого выбора. Вот проект строительства Балтийской атомной электростанции, который вызывает много клеветнических эмоций у наших соседей. Ну, кроме, может быть, Польши. При всей развернувшейся вокруг него полемике из Москвы видно, что это действительно крупное достижение действующего губернатора. И у этого проекта великое будущее. Мы так победим всех.

- Ни больше, не меньше?

- А к чему мелочиться? БАЭС принесет региону реальные деньги, рабочие места. Это как жизнь на Луне.
Кроме помощи в обеспечении энергетической независимости региона, его транспортных связей с остальной частью страны, в создании необходимых социальных условий, это может быть, к примеру, содействие развитию туризма. Калининградская область – это, можно сказать, витрина России. И в этом качестве область должна зарабатывать адекватное количество денег.

Особый статус – от лукавого


- Кроме мер экономического характера возможны ли политические – допустим, наделение области особым статусом?

- До тех пор, пока РФ является централизованным государством, именно последнее устанавливает правила. Калининградская область – дотационный регион. Кроме того, нужно помнить о структуре местного населения, значительную часть которого составляют военнослужащие и пенсионеры. В этом свете все разговоры о каких-то исключительных правах для региона – от лукавого. А точнее, они исходят от лоббистов трансграничной торговли. Вопрос об особом статусе – это и вопрос о способности региона самостоятельно нести социальное бремя. Я могу вас успокоить - субсидирование области центром будет расти. Прямое или косвенное, через создание новых федеральных проектов.

- Вы сейчас просто бальзам пролили на души калининградцев…

- Это действительно так! Поскольку это вопрос высшей национальной безопасности. Если кому-то в бредовом сне привидится, что Россия поставит под угрозу свои интересы в Калининградской области, надо просто распускать эту лавочку и все. Но этого не будет.

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Модест Колеров родился в городе Кимовск Тульской области.

В 1989 году окончил исторический факультет МГУ, в 1992 году — аспирантуру.
В 1991—1994 годах работал в журналах «Знание — сила», «Путь», «Вопросы философии».
В 1993—1995 годах — начальник отдела изучения и публикации документов Государственного архива РФ. Одновременно Колеров работал обозревателем газеты «Сегодня». В 1994—1996 годах — заместитель руководителя службы информации ВГТРК. Был руководителем пресс-службы ОНЭКСИМ-банка и МФК-Ренессанс Бориса Йордана.
В 1999—2000 годах — совладелец интернет-издания Polit.ru, создатель информационного агентства Regions.ru.
В 2002 году — соучредитель и главный редактор информационного агентства REGNUM, профессор кафедры информационной политики Высшей школы экономики.
В 2005—2007 годах — начальник управления Президента России по межрегиональным и культурным связям.
24 октября 2007 года возглавил некоммерческую общественную организацию «Свободная Россия».
С 24 июля 2009 года — главный редактор информационного агентства REGNUM.
Кандидат исторических наук. Действительный государственный советник РФ 1 класса (с 2006 года).