17:34

\"Нам необходим общественный диалог\"

  1. Новости

 


– Андрей Павлович, как вы оцениваете январский митинг?

– Достаточно позитивно. Митинг стал законной формой публичного выражения мнения определенных групп наших сограждан. Люди собрались, высказали свою точку зрения, приняли резолюцию, разошлись. Важно то, что как калининградцы – участники митинга, так и калининградские власти продемонстрировали хорошие образцы демократической культуры проведения подобного рода публичных мероприятий.
Митинг стал для власти не только показателем роста протестных настроений, но и настоятельным приглашением к диалогу, пусть и в форме достаточно жесткой полемики. Несколько расстраивает то, что всплеск общественной активности части наших горожан был сразу же политизирован, использован в различных политических играх.

– Почему же последовала такая бурная реакция? Причем как со стороны федерального центра, различных политических сил, так и со стороны отечественных и зарубежных СМИ?

– За последние годы мы отвыкли от таких массовых акций, да еще сопровождающихся политическими требованиями. Эксперты допускали что-то подобное в более проблемных местах, например в моногородах, но никак не в Калининграде. Кроме того, нельзя забывать и о нашем особом геополитическом положении, в результате которого калининградские события привлекают особое внимание европейских соседей и, конечно, федерального центра.

– Так что же стало причиной этого митинга?

– К настоящему времени образовалась определенная масса социальных проблем, связанных со сменой экономических механизмов функционирования и развития нашего региона как эксклавной территории России. Разрушение «советской» экономики, создание в 90-х гг. «новой» экономики, основанной на теневом секторе приграничья и «зональных» механизмах, очередное разрушение сложившихся условий и переход к реализации нынешней стратегии развития региона – все это привело к маргинализации социальной структуры калининградского социума, к появлению специфических проблемных групп населения, ставших жертвами этих изменений. Это и «перегонщики», и «дольщики», и «должники», и «банкроты», и просто «бедные». Современная стратегия развития региона, связанная с реализацией крупных инфраструктурных проектов, с созданием социальных объектов, с привлечением значительных средств федерального центра, является, на мой взгляд, весьма перспективной. Но в условиях кризиса, когда обострились все социальные проблемы, тем более в условиях посткризисных ожиданий, у этой стратегии не хватило необходимой социальной направленности. В этой ситуации решение о повышении транспортного налога стало катализатором протестных настроений. Нельзя не сказать и о выжидательной позиции части калининградского истеблишмента, ставшей реакцией на излишнее администрирование в партийно-политической и информационной средах, на излишнюю монологичность власти.

– Каков же ваш прогноз? Что будет в регионе дальше?

– Представляется, что речь может идти о двух базовых сценариях. Первый возможен в том случае, если не последует соответствующей реакции власти или организаторы митинга решат, что данная реакция не является адекватной. Тогда будет принята попытка перейти к перманентной организации митингов, а в крайнем случае к перманентному митингу, к «майдану». Естественно, в рамках такого подхода нельзя ожидать эффективного решения насущных социальных проблем. Но некоторым активистам протестных групп, представителям интернет-радикалов очень хочется персонифицировать эти проблемы, поставив вопрос об отставке действующего губернатора. Такая постановка вопроса вызывает недоумение, так как указанные персонажи явно не будут иметь никакого отношения к решению вопроса о том, кто будет губернатором нашей области в последующее пятилетие.
Реализация второго сценария связана с ожиданиями того, что губернатором, представителями федерального центра будут приняты своевременные и радикальные решения, касающиеся наиболее острых социальных вопросов. Примером может стать решение проблем «палаточников». Важнейшей составляющей развития этого сценария должен стать переход к общественному диалогу, к совместному обсуждению, к общественной экспертизе всех готовящихся социально значимых решений. К этой работе должны быть привлечены активисты различных общественных организаций и политических партий. В этом случае логичным станет рекрутирование в ряды областной власти достаточно авторитетных калининградцев. Все это должно обеспечить в это сложное, надеюсь, посткризисное время, повышение взаимного доверия власти и общества. Здесь какая-то надежда есть. Конечно, жизнь может внести самые неожиданные коррективы в те или иные наши планы действий. Но думаю, что ни одному здравомыслящему калининградцу не нужен «майдан» в его родном городе.