18:05

"Нагадить безнаказанно": калининградский кибермоббинг и как с ним бороться

  1. Новости
Интернет-травля, или кибермоббинг, — намеренные оскорбления, угрозы, диффамации и сообщение другим компрометирующих данных с помощью современных средств коммуникации, как правило — в течение продолжительного периода времени. Вот так характеризует это понятие "Википедия".
 
Чем кибермоббинг оборачивается для калининградцев в реальной жизни и как можно с ним бороться, разбирался Клопс.Ru.
 
Объектом травли может стать любой пользователь. А уж те, кто хоть раз осмелился обозначить своё присутствие в интернет-пространстве каким-нибудь постом, комментарием, авторской колонкой или, не дай бог, завёл свой блог, точно сталкивались с кибермоббингом. 
 

Жертвой может стать каждый

 
Молодой калининградский писатель Анатолий (имя изменено — Ред.) рассказал, как после своего творческого вечера на одной из городских арт-площадок был неприятно удивлён активностью пользователей ЖЖ.
 
"В комментариях под моими постами появилось сразу несколько человек, которые начали обсуждать не только мои произведения, но и внешность, умственные способности, манеру одеваться и образование... Они вели себя очень некорректно, доходило даже до оскорблений", — вспоминает Анатолий.
 
 
В полемику с явно настроенными испортить ему репутацию, настроение и веру в себя людьми писатель вступать не стал. Анатолий заблокировал хейтеров и решил поменьше афишировать свои творческие проекты — с тех пор он делится своими произведениями только с друзьями.
 
"Были у меня подозрения, что люди, писавшие гадости в моём ЖЖ, — это какие-то дальние знакомые. А иначе зачем целенаправленно было сразу после выступления искать мой блог? Может быть, кто-то позавидовал, может, испытывал ко мне личную неприязнь..."
 
Похожая история произошла с Татьяной (имя изменено — Ред.), которая переехала с Украины в Калининград как раз в самый разгар военных действий. Она "спровоцировала" пользователей тем, что косвенно затронула очень актуальную на тот момент тему российско-украинских отношений.
 
Татьяна написала в соцсети большой пост, где изложила все свои мысли относительно происходящего в Незалежной с точки зрения её обычного жителя, который не понимает, что происходит, но видит, как всё в одночасье изменилось.
 

"Я и не думала, что это вызовет такую бурю эмоций! Люди не только активно бросились обсуждать мой пост (это как раз было вполне ожидаемо), но они начали проявлять агрессию в мою сторону. Они пытались вынудить меня вступить с ними в дискуссию: постоянно приглашали в обсуждения моего же поста, жёстко комментировали мои личные фотографии или другие посты. Сначала я пыталась с людьми общаться и объяснять что-то... Но когда поняла, что слушать меня они вовсе не намерены, я просто перестала им отвечать, а страницу закрыла от незнакомцев", — заключила Татьяна.


Когда твой аккаунт атакуют одиночки — это полбеды. Однако бывает и так, что истерия в отношении отдельно взятого человека приобретает массовый характер.
 
Корреспондент и редактор Клопс.Ru Мария Гоменюк-Кравцова, после того как задала в прямом эфире вопрос президенту Владимиру Путину, на себе испытала все неприятные моменты общения с хейтерами.
 
"Не успела я выйти из делового комплекса, где проходила пресс-конференция, как увидела, что у меня в соцсетях уже больше пятидесяти непрочитанных сообщений. Какие-то были от друзей, узнавших меня на телеэкране, другие — от абсолютно неизвестных мне людей. И количество сообщений росло, как снежный ком".
 
 
По словам Марии, послания от незнакомцев делились на две категории: одни были настроены миролюбиво и просто хотели узнать побольше о её работе, другие — не стесняясь в выражениях и критиковали за "глупый вопрос".
 
"Были среди хейтеров и фейковые страницы, и реальные люди. Если я видела, что пишет конкретный человек, то сначала вступала в диалог, а потом, если понимала, что главная его цель — вывести меня из себя, я их банила. До сих пор у меня в чёрном списке больше тридцати человек".
 
Потом стало ещё хуже: агрессивные пользователи начали заваливать журналистку оскорбительными письмами, зло комментировать её статьи и посты на личной странице, делали скриншоты переписки с ней и её фотографий и даже создавали "фотожабы".
 
"Люди осуждали мою внешность, мои подписи к фотографиям на личной странице и ещё какие-то вещи, которые вообще никак не касались ни Путина, ни моей профессиональной деятельности... Люди вылили на меня столько своей злости, что тогда это меня даже чуть-чуть парализовало. Мне все советовали, чтобы я не обращала внимания и относилась к происходящему спокойно, но в реальности это невозможно! Я до сих пор болезненно реагирую на шутки относительно "рульки", и все упоминания об этом воспринимаю на свой счёт, — говорит Мария. — Это была ужасная история, и я бы не хотела такое ещё раз пережить". 
 

Несколько категорий хейтеров

 
СММ-редактор Клопс.Ru Олег Кичанов уже успел не только сам стать объектом кибертравли, но и проанализировать ситуацию с этим явлением в местном интернет-пространстве. Калининградских хейтеров он условно разделил на несколько категорий.
 
Профессиональный тролль
 
Страница у этого пользователя всегда фейковая. Обычно у них всего два-три друга (но бывает и больше), причём все эти друзья из разных регионов. Есть и другие характерные признаки, по которым можно вычислить ненастоящий аккаунт, например наличие большого количества записей на стене, датированных одним днём (обычные люди очень "равномерно" появляются в соцсетях).
 
Существует сервис, позволяющий узнать, когда человек завёл свою страницу в соцсетях, по его ID. Если видно, что такая страница с безумной активностью зарегистрирована всего месяц назад, то становится сразу понятно, что за ней кроется профессиональный тролль. Однако сейчас в соцсетях можно даже купить себе готовый аккаунт — с друзьями, фотографиями, постами и другими признаками "реальной жизни", к такой странице придраться сложнее.
 
"Эти страницы создаются исключительно для того, чтобы вызывать агрессию других пользователей и уводить дискуссию в другую сторону, а затем вообще сводить её на нет. Особенно это касается политических тем или религии — там все обсуждения переводятся на личные оскорбления вроде "у тебя всё плохо, потому что ты козёл". Вот если люди не согласны с каким-то решением властей или, наоборот, его яро поддерживают, то обязательно появятся те, кто будет к этим людям активно придираться. "Неудачник — ты", "Просто у тебя нет денег", "Ты толстый/худой" и так далее", — поясняет Олег.
 
 
Любой профессиональный тролль, если речь идёт о комментариях под каким-нибудь материалом, всегда выбирает самого яркого пользователя в обсуждениях.
 
"Если чьи-то комментарии собирают больше лайков или отзывов — жди , что скоро появятся люди, критикующие его. Они сразу начинают переходить на личности, сводить общее к частному и наоборот", — говорит Олег.
 
Школота
 
Эти ребята пишут обычно с откровенно фейковых страниц, которым они даже не пытаются придать вид реальных. Как показал опыт, малолетние пользователи не придерживаются какой-то идеи или цели — они просто получают удовольствие от эффекта, который производят их действия.
 
"Оскорбление для них важно само по себе. Им просто, видимо, в кайф потусоваться там, где взрослые дяденьки и тётеньки что-то обсуждают. Это уже вопрос детской психологии, и не более того", — уверяет Олег.
 
Бывает и так, что школьники даже не пытаются скрыть свою личность и пишут со своих реальных страниц.
 
"Вот когда школьница разбилась, упав с балкона, эти дети устроили просто пляски на костях. Они завалили комментариями и паблик, где размещена новость, и даже личную страницу самой девочки. Кем её только не называли! Даже какие-то картинки на эту тему рисовали... Абсолютно откровенное юродство и кощунство. Я был в шоке", — припомнил редактор.  
 
По мнению Олега Кичанова, этих ребят надо отслеживать и банить, потому что они, в силу возраста или других причин, неспособны вести адекватный диалог. Кстати, такая же ситуация и с профессиональными троллями — их лучше игнорировать и закрывать от них страницу.
 
Реальные люди
 
Это самая редкая категория, которая встречается среди пользователей, оставляющих оскорбительные комментарии в соцсети.
 
Если просмотреть аккаунт хейтера, то это будет обычная страница с адресом электронной почты, скайпом, фотографиями жены, детей или родителей. Такие люди реже переходят на открытые оскорбления или угрозы — видимо, из-за отсутствия анонимности. Однако они всё-таки периодически могут раскритиковать и даже обозвать кого-то.
 
"Помню, что произошло после появления в СМИ новости об утонувшем таджикском мальчике. Пост в соцсети оброс диким количеством комментариев. Люди разделились: кто-то выражал соболезнования, но была определённая группа, которая откровенно ехидничала и оскорбляла по национальному признаку. Так оказалось, что среди кучи этих троллей отыскался один взрослый и, казалось бы, адекватный парень, который не то чтобы скрывал свою личность, а наоборот: у него на странице была размещена его полная анкета и даже номер его телефона", — рассказывает Олег.
 
Совет СММ-редактора: "Если тебя преследуют в сети злопыхатели, ты можешь пожаловаться в администрацию ресурса, где выложены оскорбительные комментарии, чтобы те их удалили, однако это зачастую не приводит к положительному результату. Лучше всего максимально защитить свои страницы в соцсетях от посторонних — для этого есть настройки приватности. Если же травля не прекращается и  кто-то продолжает искать пути публично унизить или оскорбить свою жертву, то надо обращаться в правоохранительные органы".
 

Мнение юриста

 
Калининградский адвокат Антон Самоха разделил интернет-травлю, за которую можно привлечь к ответственности, на несколько видов. Все они чреваты для хейтеров различными наказаниями.
 
Оскорбление
 
"Это административное преступление, и с этого лета возбуждает дело по этой статье прокурор. Если человека оскорбляют в интернете — он идёт с планшетом, скриншотами в прокуратуру и пишет заявление", — рассказал адвокат.
 

За оскорбление, вылитое на стену пользователя соцсети и которое будет считаться публичным, поскольку его видят тысячи  пользователей, грозит административная ответственность в виде денежного штрафа по ст. 5.61 КоАП РФ.


Клевета
 
"Человеку нужно собирать доказательства того, что его оклеветали, и идти в мировой суд. Статья очень серьёзная, и в очень редких случаях именно её применяют, потому что тут, как правило, клевета должна быть связана с обвинением в каком-то преступлении", — говорит Самоха.
 

За клевету предусмотрена ответственность по ст. 128.1 УК РФ. Такое дело возбуждается судом по части 1 в порядке частного обвинения, по остальным частям — следственными органами по заявлению потерпевшего.

 
Нарушение неприкосновенности частной жизни
 
"Ещё хуже, если интернет-травля доходит до выкладывания личной информации (медицинского диагноза, например, или интимных фото) в Сеть, то есть всего, что человек хотел бы сохранить в тайне. Причём такое случается как между близкими людьми, так и между незнакомыми.

Как только обидчик переступает эту грань, это уже грозит уголовным преследованием. Именно по такой статье было возбуждено дело в случае преследования Анастасии Соколовской (Насти Монпасье)", — разъясняет Самоха.
 
 

Если вы выкладываете в Сеть сведения, составляющие для кого-то личную тайну (медицинский диагноз, интимное видео, сведения об усыновлении и т. д.), то ваши действия подпадают под ст. 137 УК РФ — "Нарушение неприкосновенности частной жизни". Наказание за такое деяние предусматривает вплоть до двух лет лишения свободы.

 
Авторское право
 
А вот если вашу обычную фотографию кто-то без вашего разрешения выложит в соцсети, то можно пойти в суд и требовать компенсации за использование своего изображения. Все, кто выкладывает вашу фотографию, обязаны спросить у вас разрешения. Но с фотографии, размещённой вами в соцсетях, можно делать перепосты на том же ресурсе — за это вас никто не накажет. Зато заскринить её и перебросить на другой ресурс — это уже нарушение авторских прав.
 

Так мы судились с одной местной газетой, которая взяла фото калининградца, сделанное им во время отпуска и выложенное в соцсеть. Добавив сатирических комментариев, они опубликовали материал на страницах своего издания.
 

За фотографию человека, взятую с чужого профайла и размещённую в интернете, может последовать иск о защите авторского права и возмещении морального вреда от обладателя фотографии. 

 
"Если вас кто-то сфотографировал, например, в нетрезвом виде и выложил фотографии в соцсеть, то вы можете идти с заявлением в суд. Дело в том, что практика подобных обращений очень мала и все уверены, что могут, например, выложить в интернет видео с авто, нарушающим ПДД. Если ты написал о том, что он нарушитель, а соответствующего официального решения ещё не принято, то он может подать на вас в суд и выиграть его", — уверяет Самоха. 
 
Компенсация морального вреда
 
Есть ещё возможность привлечь человека к гражданско-правовой ответственности — проще говоря, получить от него компенсацию за моральный вред, а также попрание чести, достоинства или деловой репутации. Человек в этом случае может требовать денег независимо от того, привлечён ли его обидчик к административной или уголовной ответственности.
 
"Чтобы пойти в суд, надо заверить все эти скриншоты нотариально, ведь человек может удалить страницу, когда получит иск из суда. Однако услуги нотариуса в этом случае стоят достаточно дорого — примерно 7—10 тысяч рублей за одну страницу. Лучше быть уверенным в победе, чтобы можно было взыскать эти деньги с ответчика, — поясняет адвокат. — Поэтому если есть возможность, то лучше сразу прийти к прокурору с планшетом или ноутбуком, чтобы тот на месте описал увиденное".
 
Заверение должностным лицом в протокольной форме вашей переписки или комментариев хейтера на различных ресурсах будет являться официальным подтверждением их подлинности. Какое бы решение прокурор потом ни вынес по вашей жалобе (он ведь может и отказать в принятии вашего заявления), у вас уже на руках будет протокол, с которым можно смело идти в суд и взыскивать с человека компенсацию за моральные страдания. 
 

Переписка между двумя пользователями, содержащая оскорбления, угрозы либо свидетельствующая о намерении совершить сделку, передачу денег или документов,  может служить доказательством на любом судебном процессе. Достаточно обратиться с соответствующим заявлением в прокуратуру по ст. 5.61 КоАП РФ, в ходе проверки которого должностное лицо запротоколирует данный факт, либо самостоятельно заверить переписку у нотариуса.