15:50

Нужно ли фэнтези в школьной программе: Учитель года — 2016 Леонид Бондарь ответил на вопросы читателей Клопс.Ru

  1. Новости
В паблике Клопс.Ru "ВКонтакте" прошла очередная виртуальная встреча калининградского преподавателя Леонида Бондаря с нашими читателями. Победитель регионального этапа конкурса "Учитель года — 2016" ответил на вопросы и дал полезные советы родителям.  Подробнее о первой такой встрече можно прочитать здесь.   
 
— Как вы относитесь к введению в школе дисциплины "Основы православия" и других клерикальных вещей?
 
— Мне кажется, дело не в предмете, а в том, кто и как его будет преподавать. Какие цели ставит перед собой учитель такого предмета. К сожалению, я не знаю, какие цели и задачи прописываются в программе "Основы православия", но я могу предположить, куда может завести дорога, вымощенная благими намерениями. Я не против предмета как такового, я против превышения полномочий и нарушения конституционного права на вероисповедание.
 
— Как быстро научить ребёнка читать? 
 
— Что для вас "быстро"? Сколько лет ребёнку? Почему этот вопрос возник именно сейчас? Ребёнок живёт своей жизнью, он личность. Про обучение чтению вам стоит спросить специалистов дошкольного образования, учителей начальной школы, психологов. При этом они должны знать вашего ребёнка.
 
— Ученик 2-го класса постоянно пропускает буквы при списывании, особенно гласные. Как добиться успеха? 
 
— Поиск решения подобной проблемы начинается с разговора со школьным логопедом. Именно он укажет дальнейшее направление работы.
 
— А при чём тут логопед, если проблема в переписывании текста, а не в произношении?
 
— Логопед занимается не только артикуляцией, но и соотношением буквы и звука. Если ребёнок пропускает буквы, то, возможно, он не вычленяет гласный звук и не соединяет его с буквенным знаком (это предположение, я не специалист). В любом случае начать стоит с логопеда.
 
— Сильно ли поменялось отношение учеников за последние 5—10 лет к учителям и к самой школе? Больше негатива или же нынешнее поколение понимает, что это необходимо для них самих?
 
— Я бы сказал, что отношение учеников (и родителей) к школе и учителям никогда не было однородным. Отношение ребёнка к миру есть проекция отношений его родителей с окружающей действительностью. 
 
Мир изменился за десять лет. Человек старается приспособиться. Послушание и соответствие образцу — проигрышная стратегия. Успеха добивается тот, кто разрушает стереотип. Ценится гибкость, коммуникативность, умение быстро переориентироваться, переключиться, обучиться новому. Школа — лакмусовая бумажка. Как можно уважать и слушать тех, кто по меркам современного общества в большинстве своём слаб, беззащитен, неуспешен? Государство борется за престижность профессии, старается возвысить этот статус, вернуть ему былой ореол. И кстати, делает успехи в этом. Так что отношение к школе и учителю снова меняется. А куда — время покажет.
 
— Как лично вы отнеслись к высказыванию Дмитрия Медведева относительно учителей и предложению податься в бизнес? 
 
— Отнёсся спокойно. Моя зарплата меня устраивает. Когда захочется — уйду в другую сферу, независимо от советов и мнений. Не вижу причин негодовать.
 
— Леонид, имеете ли вы сторонний доход или же заработная плата полностью покрывает ваши потребности, коммунальные услуги и так далее?
 
— Заработная плата покрывает мои потребности. Сторонний доход — приятный бонус, он составляет примерно 15% моей зарплаты.
 
— Стоит ли отдавать ребёнка в 6 с половиной лет в школу или лучше подождать ещё год?
 
— Это очень индивидуально. Советоваться стоит с собой, с ребёнком, со специалистами дошкольного образования, со школьным психологом и учителями начальной школы. При этом вы и ваш ребёнок — определяющий фактор. Не зная вашего случая, я ничего не могу советовать. В каждом варианте есть свои положительные и отрицательные стороны, которые могут легко поменяться местами.
 
— Как повлиять на подростка (15 лет), который совсем не заинтересован в успешной учёбе и выборе будущей профессии?
 
— Для начала необходимо хорошенько подумать и ответить на ряд вопросов. Чего хочу я? Чего хочет ребёнок? Почему мы хотим разного? Где заканчивается моя сфера ответственности? Где начинается его сфера ответственности? Этих вопросов может быть очень и очень много. Не исключено, что за помощью вам придётся обратиться к специалисту по подростковой психологии. И — общаться с ребёнком, говорить. Ведь именно из-за нарушения коммуникации возникает большинство проблем: вы не понимаете его, он не понимает вас. Если с коммуникацией возникают сложности — ваш личный визит к психологу не стоит откладывать.
 
— Что бы вы изменили в учебниках по русскому языку? И что бы убрали или добавили в учебники по литературе?
 
— Я бы ничего не менял. Учебников много — на любой вкус. Было бы здорово, если бы учитель всегда мог реально выбрать желаемый учебник, не опасаясь, что на следующий год его придётся менять. Хотелось бы чуть-чуть стабильности: чтобы новые издания не меняли нумерацию упражнений. Но учебники — это бизнес. Они должны продаваться. Учебник, служащий десять лет, — разорение для издательства.
 
— Какая из теорий происхождения языка вам больше нравится (звукоподражание, междометия, трудовые выкрики, социальный договор)? Устраивает ли вас программа по литературе? Хотели бы вы внести какие-то изменения в программу (список произведений, количество часов на изучение произведения)? По какой программе по литературе вы работаете? 
 
— Больше всего мне нравится идея А. А. Потебни об эмоционально-поэтическом происхождении языка. 
 
Программа по литературе меня устраивает. Если мне захочется что-то добавить, на это есть часы внеклассного чтения. Вообще, программа, составляемая учителем, — довольно гибкая вещь при определённом умении и сильном желании. Конечно, хочется дополнительных часов. Но это, мне кажется, нормальное желание для каждого предметника. А если мечтать, я бы убрал кое-какую классику и добавил бы фантастику, фэнтези, современную литературу, сетевую литературу.
 
Я работаю по программе, разработанной для учебника литературы под ред. Т. Ф. Курдюмовой.