18:36

"В соцсетях создаётся новая секта": калининградцы помогли вычислить организатора "групп смерти" Филиппа Будейкина

  1. Новости
В ноябре — декабре 2016 года стоит ждать вспышек массового суицида российских подростков. К такому выводу пришёл центр "Спасения детей от киберпреступлений", проанализировав сообщения в закрытых группах в соцсетях. 
 
Клопс.Ru решил разобраться, как вовлекают калининградцев в опасные игры с собственной жизнью, что делается в регионе для предотвращения трагедий и какую помощь оказывают тем, кто попытался свести счёты с жизнью. 

Романтизируя смерть

Руководитель базирующегося в Рязани центра "Спасения детей от киберпреступлений" Сергей Пестов рассказал Клопс.Ru, что письма с предупреждениями о запланированных массовых самоубийствах подростков были отосланы в Министерство образования РФ, в ГУ СК и ГУУР МВД РФ, а также детским омбудсменам во всех регионах, включая и Калининградскую область. 
 
По мнению представителей центра, на данный момент в соцсетях усилилась активная пропаганда субкультурной суицидальной моды. 
 
"Во многих пабликах работают профессиональные психологи, использующие специальные технологии для воздействия на неокрепшее сознание детей. Они выявляют подростков в разных группах (это могут быть и группы помощи в выполнении домашних заданий, литературные объединения). Далее детей приглашают в другие группы, где непосредственно подводят их к самоубийству. Дети вовлекаются в процесс в игровой форме: получают различные задания, им предлагается определённая музыка, поэзия, литература, романтизирующая смерть", — говорит Пестов.
 
 
Логотип "групп смерти", придуманный их основателем Филиппом Будейкиным. Сам он утверждал, что взял за основу логотип марки нижнего белья (справа). Волонтёры выяснили: символ присутствует на психоделических видеозаписях, сопровождающихся странными звуковыми эффектами. Некоторые пользователи "ВКонтакте" отмечали, что просмотр роликов вызывает у подростков суицидальные мысли
 
Пестов и его сподвижники просчитали, что организаторы вышеописанных групп готовят массовые самоубийства на территории РФ. В частности, смертельные акции были запланированы на 17 и 23 ноября, 26 декабря 2016 года. Эти даты были выбраны не случайно: именно они в разные годы ознаменовались громкими случаями сведения подростками счётов с жизнью. 
 
После того как многие СМИ опубликовали результаты мониторинга Центра, не исключено, что даты были изменены, считают общественники. 

"Место,  где живут маньяки"

"Группы смерти", которые получили своё название после материала "Новой газеты", регулярно блокируются администраторами соцсетей, но на их место приходят другие. И несмотря на то что официально это паблики, где всего лишь выкладывают грустные мелодии, декадентские стихи или просто публикуют пессимистичные посты о бренности бытия, они вовсе не так безобидны, какими кажутся на первый взгляд. 
 
 
 
 
 
 
Такие посты могут сигнализировать: у молодого человека проблемы   
 
Чаще всего формулировки изречений, которыми пестрят подобные сообщества, очень размыты, и официально к ним придраться очень сложно. Например, некоторые посты как бы спрашивают, на что пользователь готов пойти, чтобы исцелиться от тоски. 
 
В таких сообществах активно обсуждают истории несовершеннолетних самоубийц, которые гремят на всю страну. В последнее время актуальна трагедия с двумя подростками под Псковом: некоторые блогеры иронизируют над "псковскими стрелками". 
 
Администраторы "депрессивных" пабликов отрицают свою роль в распространении моды на самовольный уход из жизни и винят во всём детей и их близких.
 
 
 
Общественники уверяют, что смакование предсмертных видео суицидентов или обсуждение печальных новостей — это только верхушка айсберга.   
 
Самое страшное происходит в закрытых чатах или закодированных посланиях, распознать которые обычному пользователю соцсетей не удастся. Там участники, сообщающие организаторам о своём желании умереть, получают номера и инструкции, каким образом им необходимо "выпилиться" (именно так на сленге "групп смерти" называется суицид). 

Калининград — в группе риска 

Несмотря на то что 17 и 23 ноября, по официальным данным, Калининград пережил без трагедий, это не говорит, что опасаться родителям совершенно нечего. 
 
Только в первый осенний месяц 2016 года в региональном центре случилось несколько смертей, которые так или иначе наводили горожан на мысль, что погибшие свели счёты с жизнью. 
 
9 сентября под окнами многоэтажки на Судостроительной прохожие обнаружили тело молодого человека, а спустя два десятка дней с общего балкона другого дома на этой же улице выпала 24-летняя девушка. 
 
Наибольший резонанс вызвало известие о том, что в середине сентября 15-летняя калининградка разбилась, упав с общего балкона на 13-м этаже высотки на Аксакова.
 
Перед смертью школьница исписала стены подъезда, пол и перила балкона фразами, которые уже давно стали устойчивыми в так называемых группах смерти в соцсетях.

Уйти из жизни со дня на день

Недавно Следственный комитет предъявил обвинение создателю группы на сайте "ВКонтакте" Филиппу Будейкину. Молодому человеку инкриминируют статью УК "Доведение до самоубийства". По версии следствия, от его действий пострадали не менее 20 подростков, 15 из которых погибли. 
 
Собрать информацию о Будейкине, который был известен под ником Филипп Лис, помогли в том числе и калининградские волонтёры, которые организовали на базе движения "Поиск пропавших детей" отдельную группу, занимающуюся "группами смерти".
 
 
Олег Холоденко
 
Калининградские волонтёры начали сотрудничать с межрегиональным общественным движением "Кибердружина". Из пяти тысяч суицидальных групп, которые недавно закрыл Роскомнадзор, примерно 25% сообществ вычислил калининградец Олег Холоденко. Он представил в московский СК материалы по Филиппу Лису. 
 
"Обычно это группы, в которых состоит по пять-шесть тысяч человек из разных регионов. После ситуации с упавшей с балкона девочкой мы выяснили, что 14 её друзей тоже состояли в различных "суицидальных" группах", — рассказывает волонтёр Илья Майер. 
 
Волонтёры занимаются профилактической помощью детям с суицидальными наклонностями. "ВКонтакте" они отыскивают страницы калининградских подростков, которые были замечены в таких "мрачных" сообществах, и отправляют документы в ПДН. 
 
 
Илья Майер
 
"За последнее время нами были замечено в таких группах 575 калининградцев, причём среди них не только подростки — многим около 25—30 лет. На каждого несовершеннолетнего мы готовим пакет со всеми материалами и скриншотами", — отметил Майер. 
 
В ближайшее время волонтёры "Поиска пропавших детей" вместе с другими общественниками хотят сделать несколько роликов-методичек с полезной информацией для родителей. А ещё общественники намерены организовать горячую линию для подростков.  

Новая секта

Олегу Холоденко удалось не только собрать внушительную доказательную базу на некоторые "группы смерти" и вступить в одну из таких закрытых групп, но и поучаствовать в "игре". 
 
Калининградец отыскал группы, где частенько размещались подобные призывы: "Принимаем в игру", "Хочешь познать истину?" и так далее. 
 
"Попасть в такие группы трудно, но мне помогло то, что я не раз общался с такими ребятами и знал, как они размышляют. Благодаря этому я смог заручиться доверием администраторов этих групп", — рассказал Олег Холоденко. 
 
По словам волонтёра, когда начинаешь "играть", то страничка участника сразу же подвергается тщательной проверке: в личку пишут разные люди, и если у проверяющих не закрадываются сомнения в искренности, то только тогда ему начинают скидывать разные задания.  Это своеобразный тест на степень депрессии и катализатор негативных настроений. 
 
"Казалось бы, обычное задание — нарисовать рисунок после прочтения и обдумывания какого-то текста. Смысл текста очень удручающий, поэтому, даже просто рассуждая на эту тему, человек ещё больше погрузится в депрессию", — убеждён Олег.  
 
 
 
Под видом девушки по имени Мария Олег Холоденко сумел войти в доверие к администраторам "групп смерти" 
 
Калининградец успел получить от администраторов пять заданий. Выполнить их все и дойти до самого конца, когда участнику сообщают о способе "выпиливания", Олег не успел: группу и страницы её администраторов заблокировали.  
 
"Я успел дойти до того этапа, когда задания стали более каверзными. Например, мне надо было порезать руку и прислать им фото. Идеи многих заданий, как я выяснил позже, организаторами всего этого берутся в книгах по психологии в разделах "депрессия", а также в книгах о депрессивном искусстве", — говорит Олег. 
 
Волонтёр сделал выводы, что работают в этих группах люди, имеющие определённую подготовку по психологии.
 
"Если вы когда-нибудь читали, как вербуют смертников члены ИГИЛ (запрещённая в России организация — Ред.), то здесь работает тот же принцип. В "группах смерти" тоже идёт такая же обработка", — говорит Олег.
 
В "группах смерти" серьёзная система конспиративности: все послания зашифрованы, у каждого участника свой номер, у каждого задания свой код. 
 
"Они используют, как правило, шесть систем шифровки. Если внимательно присмотреться к постам в этих группах, то увидишь много таких кодов. Например, в некоторых текстах может быть приписка в виде цифр", — поясняет Олег. 
 
Калининградец и его сподвижники пришли к выводу, что таким образом — посредством соцсетей — в России создаётся что-то вроде новой "религиозной" секты.

Профилактика повторов

Как рассказала Клопс.Ru уполномоченный по правам ребёнка в Калининградской области Татьяна Батурина, количество суицидов несовершеннолетних за последние три года не выросло. 
 
"Из всего числа попыток завершили суицид порядка 20% подростков. Примерно столько же несовершеннолетних суицидентов попытались сделать это повторно", — уточнила Батурина.  
 
Детский омбудсмен отметила, что по всем случаям, о которых ей было известно, она отправляла запросы в Следственный комитет. 
 
"Когда мне было известно, что они состояли в так называемых группах смерти, я просила СК проследить, насколько это повлияло на их решение. В отделе "К" полиции мне ответили, что прямой причинно-следственной связи нет, — заверила Батурина. — По моей инициативе был разработан порядок профилактики суицидального поведения и регламента межведомственного взаимодействия в случае незавершённого суицида. Сейчас он проходит правовую экспертизу в региональном правительстве, после чего должен быть утверждён губернатором". 
 
По словам уполномоченного, во всех образовательных учреждениях Калининградской области будет проводиться психомониторинг на социально-эмоциональное благополучие. 
 
"Будут выделяться группы риска определённых детей, с их семьями начнут работать психологи, — добавила Татьяна Батурина. — После попытки суицида ребёнок получает консультацию психиатра, он определяет, является ли его поведение следствием депрессивного состояния или это демонстративное поведение. Таким образом определяется путь коррекции".
 
 
Омбудсмен отмечает, что, как правило, у подростков нет реального желания расстаться с жизнью. 
 
"Чаще всего подростки так хотят достучаться до близких взрослых или сигналят о какой-то психологической проблеме. Почему я так настаиваю и борюсь с несогласием своих коллег о необходимости введения профилактических мер. Если ребёнка один раз посетила мысль: "Я умру, а вы тут поплачете", то до реальной попытки проходит достаточно много времени. Поэтому нужно успеть в этот период достучаться до ребёнка", — заключила Батурина.

Не диагноз

Главный врач областной психиатрической больницы №1 Игорь Черняков рассказал Клопс.Ru, что задача профилактики суицида по большей части ложится на плечи родителей, руководителей образовательных учреждений и всевозможные центры. Медики  же занимаются уже выявленными расстройствами психической деятельности.
 
"Такие случаи можно рассматривать с разной стороны: человек упал с высоты специально или это был несчастный случай? Ребёнок выпил уксус: перепутал или намеренно это сделал? — говорит Черняков. — Если уже точно известно, что это был суицид, то и здесь надо разбираться: сделано это с целью убить себя или только для привлечения внимания".
 
Нередко имеются все признаки суицидального поведения у подростка, но родители стараются это скрыть, чтобы не привлекать внимание надзорных органов, медиков.
 
"Например, ребёнок попадает с отравлением в БСМП, и даже, может быть, это была реальная попытка самоубийства. Родители забеспокоились о своей ответственности, испугались, что к ним будут претензии (обвинят в недосмотре). Они начинают на чадо воздействовать: "Ты скажи, что это случайно, не специально, потому что, если ты попадёшь к психиатру, будут и у нас, и у тебя проблемы". И ребёнок, естественно, начинает озвучивать версию о том, что это был несчастный случай", — рассказывает медик.
 
Другие врачи могут пригласить психиатра, но родители не дадут согласия на осмотр: в законе написано, что психиатрическая помощь может оказываться принудительно только в случае, когда ребёнок представляет непосредственную опасность для себя.
 
 
"Попытка случилась, и ребёнок уверяет, что ни при каких обстоятельствах её больше не повторит, и поведение его никак не выявляет опасности... И родители утверждают, что всё хорошо. В этой ситуации они сами себя загоняют в угол: они не знают, как с этим справиться, но предпочитают обходиться без специалистов. Теряют время, состояние ребёнка ухудшается, подросток оказывается в более плачевной ситуации. Многие потом опять попадают в больницу после повторной попытки суицида, — говорит Черняков. — Есть в обществе предвзятое отношение к психиатрам. Люди говорят, мол, тебя упекут в больницу, сделают дураком и так далее. На самом же деле, если ребёнка привели родители на консультацию, то ничего негативного это за собой не повлечёт".
 
Если в результате консультации выявляется, что это не просто даже ситуационная реакция, а имеются признаки психического расстройства, то у врача есть чёткий алгоритм, который регламентируется статьями 23 и 29 закона "О психиатрической помощи".
 
"Если есть признаки психического расстройства и из-за этого ребёнок совершил суицид, мы его госпитализируем. Психическое расстройство — это необязательно шизофрения, это может быть и выраженное депрессивное состояние, — поясняет Черняков. — Во многих больницах есть штатные психиатры, они же и наркологи чаще всего. Кстати, эти две проблемы очень часто перекликаются. То есть вроде бы здоровый ребёнок, но где-то выпил, где-то какие-то препараты употребил — вот и пошли нарушения поведения. Если же суицид совершается под воздействием императивных голосов (слуховые обманы) — это уже компетенция психиатра".
 
Бывает, что консультации психиатра противится именно ребёнок, а не родители. В таком случае медик рекомендует родителям самим обратиться к специалистам, а те уже подскажут, как им войти в доверие к ребёнку.
 
"Не бывает такого, чтобы признаков суицидального настроения не было, родители могут их просто проглядеть. Причём такое состояние у подростка может развиться очень резко. Даже определённые слова могут вызвать такую реакцию: что-то сказанное может внушить ему мысль о собственной "никчемности", заставить обидеться... Дети не понимают чётко разницы между жизнью и смертью, ощущение опасности у них ещё притуплено. Они не понимают, что на самом деле это не игра и назад ничего не вернуть", — объясняет медик.
 
По словам Игоря Чернякова, нельзя унижать и отвергать ребёнка.
 
"Но и не надо растить его в условиях гиперопеки: ты, мол, принц/принцесса и во всём лучший. Иначе, выходя в большой мир, он сталкивается с препятствиями и жестокостью, к которым абсолютно не готов. Любите своих детей: если они чувствуют себя нужными и защищёнными, то крайне в редких случаях с собой что-то сделают", — заключил медик.