Власти Калининграда исключают возможность возвращения к прежней маршрутной сети. Об этом Клопс.Ru заявил глава Калининграда Александр Ярошук.
Несмотря на все нарекания, которые вызвала новая схема, глобально её менять никто не будет. Впрочем, некоторые корректировки, как обещали власти изначально, всё-таки возможны. Их будут вносить исходя из пожеланий граждан, но только в том случае, если будут затронуты интересы большого количества людей.
Новые порядки на дорогах ввели 1 августа. Власти в городе ликвидировали 19 маршрутов, поменяли схемы движения у 12 и оставили прежними 39. Тогда же изменился состав перевозчиков, которые обслуживали город. Жители не смогли сразу разобраться во всех нововведениях, поэтому на реформу обрушился шквал критики. Не утихает она и сейчас: люди по-прежнему жалуются на то, что пользоваться общественным транспортом стало неудобно. Чтобы разобраться в проблеме, Клопс.Ru выделил основные претензии к действующей схеме и поговорил о них с пассажирами, транспортными экспертами и чиновниками мэрии.
1. Новые (и неудобные) маршруты
Сейчас сразу в нескольких районах города жители собирают подписи за сохранение того или иного направления. В Чкаловске требуют вернуть маршрутку № 76, а в посёлке Прибрежный хотят изменения маршрута № 18. Рассерженные горожане пишут письма на имя главы города Александра Ярошука, врио губернатора Евгения Зиничева и даже президента Владимира Путина.
Недоумение пассажиров разделяют и профессионалы. Бывший руководитель транспортного управления городской администрации Михаил Цуканов свои опасения насчёт реформы высказывал ещё до её принятия.
"Многие маршруты "отрисованы" без всяких расчётов. В направлении автобусного маршрута № 23 указано, что он идёт через улицу Нарвскую на Киевскую. Но ведь эти улицы не пересекаются, пассажирам непонятно, как он идёт, ведь должен быть прописан порядок такой, которым следуют автобусы, и если вы написали Нарвская — Киевская, то вы с Нарвской должны повернуть на Киевскую? А как это сделать?" — недоумевает Цуканов.
В региональной Ассоциации перевозчиков уверены, что часть нерентабельных маршрутов скоро продлят до центра или до спальных районов. А это значит, что расчёты специалистов ЗАО "НИПИ ТРТИ", которые занимались разработкой новой сети за 23 миллиона, оказались неверны.
"Прежде чем ворошить весь этот улей, надо было разобраться в системе. Начинать надо было с введения электронного учёта пассажиропотока, чтобы чётко видеть картину, кто куда едет и сколько кому нужно платить. В итоге всё получилось как в известной поговорке: хотели как лучше, а получилось как всегда. "ГорТранс" заглотил маршруты, а проглотить не в состоянии", — отмечает глава Ассоциации Владимир Гренц.
2. Увеличилось время ожидания транспорта
После проведения конкурса по перевозкам у нескольких маршрутов сменилась обслуживающая компания. На смену частникам с множеством старых автобусов пришло муниципальное предприятие "Калининград-ГорТранс". Автопарк у этой компании новый, но малочисленный. В результате транспорта стало меньше, и нужный автобус теперь приходится ждать до часа. С этим связана и ещё одна проблема — давка на входе и внутри салона.
"Видим, что подъезжает новый автобус, но больше положительных эмоций нет, сомнительный комфорт, так как салон полный", — жалуется калининградка Елена.
Из-за того что у "ГорТранса" самые востребованные маршруты, с трудностями столкнулись пассажиры во всём городе. Особенно сложно уехать из центра на окраину в час пик.
"Сейчас ждём по 30-50 минут, автобусы приходят полные, а что делать после начала учебного года? Придётся покупать автомобиль", — говорит пенсионер Алексей Петров.
Первые дни после введения новой маршрутной сети город разгружали автобусы "БалтАвтоЛайна", который проиграл конкурс и вышел на прежние маршруты без разрешения. Сейчас автобусы этого перевозчика в городе не ходят. Острее всех это прочувствовали жители улицы Горького.
"Знали, что этот частник выходит нелегально, но для нас "семёрка" была как спаситель, сейчас этого нет, стоим на остановках в два-три раза дольше", — разводит руками жительница Горького Тамара.
А вот в администрации считают, что как раз действия нелегального перевозчика спровоцировали недовольство нововведениями. Якобы тот запутал пассажиров, выезжая по прежним маршрутам.
Проблему с ожиданием власти обещают решить в ближайшее время. По словам чиновников, часть автобусов "ГорТранса" пока не может выйти в рейсы из-за нехватки персонала. Поэтому водителей в авральном режиме набирают в Белоруссии, а кондукторов сняли с местных трамваев.
Обратная ситуация у частных предприятий. Автобусов у них много, но ездить на них некому. Перевозчики получили непопулярные маршруты. Поэтому есть направления, на которых автобус собирает выручки даже меньше, чем ему нужно для заправки.
3. Низкий уровень комфорта в транспорте частников
Есть нарекания у горожан и к частным перевозчикам. Новые машины из них купили единицы, в городе продолжают чадить старые, 30-летние автобусы, в которых уровень комфорта не изменился.
В автобусах предприятия ИП "Фомин" раньше не горели электронные табло с номером маршрута. В преддверии конкурса перевозчиков ситуация изменилась. Фирма получила несколько лотов, машины вышли на линию, но уже на второй день табло отключили и повесили вместо него обычные картонные таблички.
4. Обманутые ожидания
Многие пассажиры надеялись, что с введением новой маршрутной сети автобусы в городе станут ходить до полуночи. Тем более что власти обещали, что это время будет заявлено в новых расписаниях. Однако именно этот — самый важный для горожан — пункт остался без изменений. Автобусы по-прежнему курсируют через центр до 22:30. По словам чиновников, кстати, этот пункт целиком на совести перевозчиков.
"Автобусы на каждом маршруте должны начинать работу от конечной остановки с 6:00 и завершать работу на конечной остановке в 24:00. От этого нужно исходить, а других предписаний мы не выдавали. Будем разбираться", — обещает начальник административного управления администрации Калининграда Игорь Шлыков.
В мэрии признают, что новая маршрутная сеть далеко не идеальна, но и не так уж плоха. К позитивным изменениям Шлыков относит ликвидацию дублирующих маршрутов и акцент на подвозящих. Теперь, чтобы доехать из одного конца города в другой, надо сделать пересадку в центре, что положительно сказывается на общем дорожном трафике.
"С одной стороны, это неудобства, но именно это позволило сократить количество подвижного состава, сократились пробки, загазованность снизилась, у перевозчиков нет гонок в борьбе за пассажиров", — добавляет Шлыков.
Также в мэрии обращают внимание на то, что в городе стало меньше микроавтобусов. Они остались только на тех направлениях, где не может проехать большой транспорт. Что касается новых маршрутов, они идут в новые районы и "новые точки притяжения", которых раньше на карте Калининграда просто не было.
Ну и ещё один очевидный плюс, по мнению чиновников, это возможность сэкономить. Пассажиры, у которых есть единый проездной билет, теперь могут им пользоваться на 30% городских маршрутов.
По словам Шлыкова, поток негативных отзывов о новой дорожной схеме понемногу снижается. Власти обещают изучить все пожелания и на основании них начать корректировать сеть с 21 августа. Полностью же отрегулировать работу общественного транспорта в администрации планируют к началу сентября.