11:01

Актриса Наталья Высоцкая: "Олег Янковский научил меня улыбаться"

  1. Новости

О театре


Мне был 21 год, когда я пришла в театр. В 1965 году в Калининграде ставили комедийный шлягер «Улыбнись, Света!». Случились какие-то проблемы с актрисой, и меня срочно ввели в эту постановку. А еще я работала на телевидении. Тогда главный режиссер Калининградского областного телевидения Исаак Каждан учил меня целоваться. Показывал, как надо. А я стеснялась - была ужасно зажатой, тряслась. Но и теперь, когда дают новую роль, мне страшно. У меня нет уверенности, что я справлюсь. Актерский страх и сомнения - это замечательно. Получив роль в «Вассе Железновой», я тоже думала, что не справлюсь. У меня был шок. Я считала себя комедийной, характерной актрисой, а тут - такая глубокая драматическая, сложная роль.

«Олег был настоящим стилягой»


С Олегом Янковским мы жили в одном доме, на одной лестничной площадке. Помню, он, вечно голодный, приходил к нам на обед, говорил моей маме: «Тетя Алечка, дай картошечки!». Моя мама его обожала. В нем было столько позитива, тепла! Он всегда улыбался, и улыбка была добрая, с хитринкой, а не деланная американская. Янковский научил меня улыбаться! Он был веселый, всех женщин называл «маленькая моя». Даже мою маму, которая была далеко не маленькая, он так называл.

После 10-го класса мы вместе с Олегом учились в Саратовском театральном училище. Он был не такой, как все, - трудолюбивым, хотя и сомневающимся. Особенным. Словно его будущее было запрограммировано. И нас, девочек-однокурсниц, он очень любил. И девочки на него все вешались.

У нас на курсе Олежка был стилягой - самым модным и экстравагантным студентом. Тогда были в моде болоньевые плащи. Первый плащ появился у Янковского. Все завидовали.

Помню, как он приехал в Калининград первый раз. Я была в театре на репетиции. Мне говорят: «Там тебя какой-то блондин немец ждет». Я выбежала и в коридоре увидела Олежку… в немецкой военной форме. Он с юмором был.

Потом он приезжал на творческую встречу, и уже я пришла к нему с цветами.

Супруга губернатора приходила на сказку


В советские годы в театр ходили руководители партии. И не только ходили, а курировали нас: не давали дороги, снимали спектакли. Был у нас режиссер Юрий Чернышев. Тогда театр был музыкально-драматический, играли много музыкальных спектаклей. Всегда много зрителей, аншлаги! А еще Чернышев ставил спектакли о невозвращенцах, о диссидентах, что называется, шел «по краешку». Были спектакли «Дом Абрамовых», «Порвется серебряный шнур» - их сняли. Что-то не нравилось нашим политикам, что-то они находили там.

Сейчас, конечно, не так. Но сегодня к нам тоже ходят люди из правительства. А вот наш губернатор, жаль, бывает нечасто. На последнюю премьеру в прошлом сезоне пришел, порадовал нас. А супруга его приходила с детьми к нам на сказку. Им понравилось.

О режиссерах


Я благодарна своему первому режиссеру в театре - Владимиру Латышеву. Благодаря ему я стала актрисой. Нынешнего режиссера Женю Марчелли я давно знаю, видела его спектакли в Советске. Он очень талантливый, неординарный. Его театр - новаторский, острый. Но нашему зрителю, на мой взгляд, более доступны постановки нашего директора Михаила Салеса. Его театр - реалистический, классический репертуарный. Мне же интересно и там, и там.

О кумирах


Я преклоняюсь перед Инной Чуриковой, боготворю ее. Очень люблю Наташу Гундареву. Из актеров - Олег Янковский, Саша Абдулов, Олег Басилашвили. Это люди, у которых можно учиться. И в нашем калининградском театре много хороших и талантливых актеров: Вера Клинова, Василий Швечков. Был еще один человек, без которого не было бы будущего, - это Тахир Мусеевич Матеулин. Скоро будет 100-летие со дня рождения Агафоники Васильевны Миропольской. Неплохо бы нам всем ее вспомнить.

Зритель выбежал за шампанским


Зрителей я не вижу из-за света прожекторов. Зал для актера - четвертая стена. Есть, конечно, актеры, которые смотрят в ложу, высматривают, как и кто реагирует. Но это ужасно, непрофессионально.

Зритель разный бывает. Однажды у нас на спектакле «А зори здесь тихие» в зале сидели школьники. И вот в очередной трагической сцене из зала полетели бумажки, какие-то пульки, пуговицы. Наша актриса, которая играла Риту Осянину, подняла винтовку, остановила игру и сказала: «Если бы у меня в руках была настоящая винтовка, то я бы вас сейчас всех…». У нее не выдержали нервы. Сейчас школьники немного другие, но все равно свистят в темноте! Жутко мешает, когда телефоны звенят.

Как-то раз на сцену из зала выбежал мужчина, решив, что на столе разливают настоящее шампанское. Не знал, что мы в таких случаях пьем воду.

Стриптиз по-советски


В 80-х годах мы показывали музыкальный спектакль «Бабий бунт». Там был момент, когда на сцене секут крапивой казака, спустив ему штаны. А еще, когда появляются несколько почти голых женщин, я в том числе. Мы были в холщовых рубахах, прыгали на сцене в бассейн. Рубашки тут же промокали, и все становилось видно! А режиссер до этого ходил и проверял, чтобы мы не надевали трусы, чтобы были голыми! И с этим спектаклем мы ездили в Эстонию. Сдержанные эстонцы были в шоке. Сказали: «Вы показали стриптиз по-советски!».

ИЗ ДОСЬЕ "КП"

Наталья Аркадьевна ВЫСОЦКАЯ родилась в Саратове 6 июля 1944 года. Там же училась в школе. После 10 класса училась в Саратовском театральном училище, которое закончила в 1965 году. В конце учебы встал выбор, куда ехать работать по распределению: в Калининград или в Челябинск. С 1965 года Наталья Высоцкая работает в Калининградском драмтеатре. Сыграла около ста ролей. В 1990 году получила звание заслуженной артистки России.

ПОСМОТРИМ

Новый театральный сезон откроется 10 октября премьерным спектаклем «Лорд Фаунтлерой» (билеты от 100 до 400 рублей). Кроме того, в октябре мы увидим «№ 13», «Чайка», «Дурочка», «Хомо Эректус». Билеты - от 100 до 250 рублей.