С 1 апреля региональный бизнес начнёт работать в новых условиях: отменяются таможенные льготы при вывозе товаров, изготовленных на территории калининградской ОЭЗ. Чем это грозит предпринимателям и потребителям, разбирался Клопс.Ru.
Семь вопросов по существу
1. ОЭЗ больше не будет?
Будет. Официально действие второго закона об ОЭЗ завершается в 2031 году.
2. А что же произойдёт?
С 1 апреля прекращает действовать так называемый переходный период. С 1996 года местные предприятия могли ввозить сырьё и детали из-за рубежа без уплаты таможенных сборов и НДС и вывозить в "большую" Россию товар в режиме свободной таможенной зоны. Этим активно пользовались, например, мебельщики, которые покупали комплектующие за рубежом и везли готовые кухни и спальни "на материк".
3. Кого коснётся проблема?
Преференциями ОЭЗ пользовались почти 800 компаний, формирующих более 20% ВРП. На них работает порядка 50 тысяч человек.
4. Как теперь будут вывозить товары?
Утверждены три варианта. В Калининградской торгово-промышленной палате подготовили схемы, разъясняющие этот порядок.
1. Уплачиваются пошлины на готовую продукцию.
2. Уплачивается пошлина на сырьё (для этого надо пройти процедуру идентификации при вывозе готовой продукции).
3. Вывоз продукции, изготовленной из сырья со статусом товара Таможенного союза.
5. Как бизнесу компенсируют потери от "проблемы-2016"?
Ещё несколько лет назад региональные власти и бизнес-сообщество стали думать над тем, как минимизировать возможные негативные последствия.
Основные предложения были следующие:
— отмена таможенного НДС для предприятий, работающих по общей системе налогообложения;
— троекратное снижение минимального порога инвестиций для резидентов ОЭЗ (их в 2015 году было около 100);
— субсидии на поддержку рынка труда.
Эти предложения поддержал федеральный центр. По словам президента Союза промышленников и предпринимателей Калининградской области Андрея Романова, сформирована большая нормативно-правовая база.
"Аналогов подобной системы работы нет нигде в стране. Никаких больших экономических потрясений в регионе в связи с проблемой 1 апреля 2016 года не будет", — заявил Андрей Романов.
6. Как оформить субсидии?
Субсидии будет предоставлять региональное министерство экономики. Для оформления нужных документов надо обратиться в ГКУ "Информационно-расчётный центр".
По словам генерального директора ООО СК "Речдан" (одной из крупнейших в регионе транспортно-экспедиционных компаний, являющейся также таможенным представителем) Владимира Романько, оформить документы достаточно просто, но некоторых предпринимателей приходится в этом убеждать.
"В одной из таких компаний мы просто взяли руководителя за руку и вместе с ним оформили все документы для получения субсидий. Призываем коллег не затягивать с оформлением. Нужно только заключить два соглашения, открыть счёт в казначействе и выбрать вариант, по которому предприятие будет оформляться", — рассказал Владимир Романько.
По его оценке, на получение субсидий могут претендовать около 200 компаний из числа партнёров "Речдана". На 28 марта на оформление субсидий поступило 139 заявлений, из них подписано более 50.
Тем не менее он прогнозирует рост активности предприятий по оформлению субсидий уже в ближайшие две-три недели. "Когда люди увидят, что процесс оформления и возврата субсидий работает, позитивный пример коллег подстегнёт тех, кто откладывал эту работу на потом", — заявил он.
7. Куда обращаться по поводу субсидий?
1. На горячую линию регионального министерства экономики 303-380. Здесь проконсультируют по двум видам субсидий:
— на создание и содержание рабочих мест, импортозамещение, локализацию сборочного производства и улучшение экономических и социальных условий проживания в регионе;
— на частичную компенсацию расходов на железнодорожные грузовые перевозки.
2. В ГГУ "Информационно-расчётный центр": бизнес-центр на ул. Уральской, 18 ("Мега-центр") в Калининграде.
3. Подробная информация о порядке оформления субсидий размещена на сайте областного министерства экономики.
Что говорят предприниматели?
По словам президента Ассоциации мясопереработчиков Калининградской области Романа Есипова, сильно сокращать производство, готовясь к грядущим переменам, мясопереработчикам не пришлось: нестабильная экономическая ситуация, подскочивший курс иностранной валюты и эмбарго уже сделали своё дело.
"Глобальных проблем не предвидится, однако тут многое зависит от того, как будут поступать обещанные властями субсидии. Если бы мы вообще не решили этот вопрос, оставаться работать в регионе для нас вообще не имело бы смысла. Разработанная система субсидирования спасла порядка 9 тысяч человек от безработицы, причём предприятия по мясопереработке раскиданы по всей области, это зачастую градообразующие предприятия", — сказал Есипов.
Как будет работаться бизнесменам в новых условиях, по мнению эксперта, станет ясно только через несколько месяцев.
По словам Есипова, некогда создание ОЭЗ стало большим стимулом к развитию: "Вы посмотрите, какого уровня предприятия в нашей области: огромные офисы, современное оборудование, большой штат сотрудников. ОЭЗ — это жизнь области! Если не дотировать поставки через Литву и Белоруссию, никто здесь ничего производить не будет".
Именно благодаря льготам для резидентов ОЭЗ заводы ООО "Вичюнай-Русь" появились в Калининградской области, говорит генеральный директор предприятия Юозас Бержонскис. Когда литовская компания пришла в регион, то на новом предприятии работало только 200 человек, теперь же там 1,5 тысячи сотрудников.
Относительно жизни в новых условиях руководство предприятия особых иллюзий не питает, но надеется, что обещанная господдержка поможет продержаться на плаву.
"Иначе мы не сможем конкурировать с производителями из "большой" России, на нас ведь ляжет ряд дополнительных налогов и платежей, которых нет для других российских производителей", — сказал Бержонскис.
Как считает президент региональной Ассоциации мебельщиков Михаил Майстер, до сегодняшнего дня преференции ОЭЗ являлись сильным стимулом для развития производства в регионе, но это был очень короткий период.
"Тогда мы, безусловно, быстро выросли и быстро завоевали рынок. Последние 5-7 лет для мебельщиков, работающих в основном на рынках РФ, существовали не льготы, а некие компенсации, которые несколько уравнивали нас с российскими конкурентами. Сейчас эти компенсации будут очень сильно урезаны. Выживание и дальнейшее функционирование конкретного производителя будут зависеть от его искусства и удачи", — говорит Майстер.
Предприниматель уверен, что в ближайшее время себестоимость продукции из-за подорожания материалов может увеличиться до 40%, плюс потребуются дополнительные расходы на администрирование.
"Субсидирование закроет только часть издержек, причём не самую большую. При этом в достаточно сложных рыночных условиях производители не могут позволить себе поднять цену. Возникает вопрос: достаточно ли будет оставшейся маржи, чтобы покрыть издержки и оставить предприятие в зоне прибыльности? Не знаю, — говорит Майстер. — Предприятия готовились к 1 апреля 2016 года, у каждого своя тактика работы с издержками. Выживут ли все? Нет. Мы находимся в условиях рыночной экономики, и никто не обещал, что все должны выжить".
Альтернатива ОЭЗ
Во время февральского визита в Калининград Дмитрия Медведева и членов правительства заместитель министра экономического развития Александр Цыбульский заявил, что в ближайшее время планируется введение в регионе режима ТОР — территории опережающего развития и резидентов ОЭЗ переоформят под этот режим.
В чём сходства и различия ОЭЗ и ТОР?
ОЭЗ создавались в первую очередь для развития обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей, производства новых видов продукции и развития транспортной инфраструктуры. Создание ТОР призвано способствовать ускоренному социально-экономическому развитию региона, поэтому закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" включает не только экономику и промышленность, а куда более широкий спектр вопросов.
Обе модели ориентированы на привлечение инвестиций, создание льготных налоговых и таможенных режимов.
ТОР и ОЭЗ весьма схожи в механизме управления. В обоих случаях федеральными законами предусмотрено создание уполномоченного органа (управляющей компании), на 100% принадлежащего Российской Федерации. Задачами управляющей компании являются создание объектов инфраструктуры и обеспечение их функционирования, ведение реестра резидентов, предоставление резидентам определённого перечня услуг, а также осуществление контрольных функций.