В феврале 2013 года в Калининграде начал свою работу мобильный крематорий. Калининградский предприниматель Олег Мирошниченко, вместе с семьёй владеющий крупнейшим ритуальным агентством "Есения" и сетью свадебных салонов, придумал установить топочный блок для утилизации крупного рогатого скота в обычной фуре. При растущей стоимости традиционного погребения услуга выглядела весьма привлекательно. Раньше, для того чтобы исполнить последнюю волю умершего, нужно было везти груз 200 в Белоруссию, Польшу или Литву, но и это выходило в разы дороже.
Естественно, изобретение Мирошниченко не могло не взбудоражить конкурентов. Появились обращения в прокуратуру с просьбой проверить деятельность весьма спорного объекта, колесившего по области. В интервью газете "Коммерсант" глава "Альты" Олег Быков возмущался: "Так можно и в котельной начать сжигать, и в огородах хоронить — какая разница, что не кладбище, земля же. Это средневековье. Людям они ничего не объясняют, родственники на это мероприятие попасть не могут, через сутки им просто привозят урну. Кого они там сожгли — неясно".
Что нарушили?
Использовать обычную фуру с установленной в ней топкой в качестве мобильного крематория крупнейшему ритуальному агентству запретили в 2013 году. Сначала это решение приняла прокуратура, спустя некоторое время — суд. Последний ссылался на исследования Роспотребнадзора, согласно которым крематорий может быть только стационарным.
Постановление суда в законную силу вступило, но до сих пор ни прокуратура, ни судебные приставы не знают, где находится запрещённый автомобиль с топкой. Представителей ритуального бизнеса эти запреты не остановили: они завезли в область второй, а первый просто… "потеряли". Прокуратура и судебные приставы ищут первый, о наличии в области второго ни тем, ни другим ничего не известно. Его услуги "Есения" рекламирует совершенно открыто.
Неудобный конкурент
Владелец крематория Олег Мирошниченко соблюдает меры предосторожности только из коммерческих соображений: он не хочет, чтобы о местонахождении нового крематория знали конкуренты. Уточняет: в сфере ритуальных услуг коллеги готовы на многое, вдруг подожгут или ещё что-нибудь сотворят.
Новый автомобиль, который, как в детском стишке, "ищут пожарные, ищет милиция", Мирошниченко предложил нам посмотреть. С ним, по словам предпринимателя, всё законно.
Снаружи - просто фура со складной трубой
Бизнесмен назначил встречу в его офисе на проспекте Мира.
Мирошниченко демонстрирует фотографии нового мобильного крематория и с гордостью рассказывает:
"Работает топочный блок на жидком топливе от обычной розетки в 220 вольт. По необходимости его возят по области — приехать он может куда угодно, близким умерших людей после кремации выдают документы и свидетельство о смерти".
Топка, по словам ритуальщиков, имеет сертификат
С начала года начал работать и колумбарий — помещение, в котором оборудованы специальные хранилища для урн с прахом кремированных. Его оборудовали на улице Киевской, за зданием отделения полиции, практически во дворе жилых домов.
Колумбарий находится в жилом районе Калининграда
"Это здание находится в собственности, на первом этаже — изготовление памятников, на втором — колумбарий. Всё у нас цивилизованно и законно".
Все сложности, связанные с первым мобильным крематорием, Мирошниченко учёл.
"Это был пробный пуск. Ракеты ведь тоже не сразу запускаются. Мы попробовали и во второй раз уже учли все ошибки", — говорит он.
Ошибок было достаточно. Суд ссылался на закон "О погребении и похоронном деле", в котором указано, что крематорий должен стоять на специально отведённом участке земли. Санитарные требования к крематориям регламентированы СанПиНом, но предусмотрены они только для стационарных крематориев. Были претензии у суда и к тому, что транспортное средство изначально имело другое предназначение и использовалось как грузовой автомобиль, а установка в нём топочного блока ничто иное как незаконное переоборудование.
В решении суда указывается, что возможность использования мобильного крематория для кремации тела человека ни нормами действующего законодательства в области похоронного дела и регламентирующими организацию ритуальных услуг, ни национальными стандартами, утверждёнными для данного вида услуг, не предусмотрена.
В суде, отстаивая крематорий, представители компании пытались надавить на проплешины в законе. Ритуальщики говорили, что прямого запрета на использование мобильного крематория нет. В ГОСТе есть понятие "мобильный крематорий". Производитель топочного блока подтвердил, что устройство может использоваться для кремирования умерших людей.
Однако суд этим доводам не внял.
Мирошниченко раскладывает перед нами фотографии крематория, представляет сертификат, где указано, что новый крематорий может использоваться "для термического уничтожения тел умерших людей". В ГИБДД фура оформлена как спецтранспорт, в свидетельстве о регистрации транспортного средства значится, что используется автомобиль для кремации людей. Зарегистрирован он на индивидуального предпринимателя Александра Леймана — заместителя генерального директора ритуального агентства "Есения".
Мирошниченко предлагает посмотреть крематорий, но с одной оговоркой: "Место открывать не будем. Подъезжайте через час в район Голубых озёр, мы туда его пригоним".
Номера автомобиля перед съёмкой закрывают; о месте, где постоянно стоит фура, ничего не говорят. Отличить автомобиль от обычного грузовика практически невозможно. Разве что сверху есть раскладная труба.
Мирошниченко вспоминает, что, когда началась череда всевозможных прокурорских проверок, вышел конфуз.
"Сотрудники прокуратуры с двух метров не могли понять, что эта машина и есть проверяемый ими объект", — говорит предприниматель.
В интервью газете "Коммерсант" Мирошниченко рассказывал, что за крематор ТБК-400 весом семь тонн заплатил 700 тыс. руб.
"Мы взяли добротную советскую печку на все века. Взяли за 500 тыс. рублей старый тягач Volvo с платформой для установки контейнеров. Купили контейнер, он стоил смешные деньги, около 100 тысяч. Печь нам сделали хорошую, которая соответствует всем требованиям, СНиПам на задымлённость и прочее", — вспоминает он. Тягач загнали на завод, там в контейнере сделали вспомогательную дверь, установили внутри печь, приладили четырёхметровую складную трубу.
В обход запретов
Первый автомобиль был оформлен хитрым образом. Мирошниченко рассказывает, что сам грузовик по документам принадлежал одному юридическому лицу, топочный блок — другому. В феврале 2014 года суд запретил предпринимателю Мирошниченко эксплуатировать топочный блок ТБК-400. По словам помощника прокурора Георгия Тачкова, вынесенный запрет на предоставление услуг очень легко можно обойти.
"Мы запретили использовать мобильный крематорий одному юрлицу, но его начало использовать другое", — заявил Тачков.
ООО "Олирис", наполовину принадлежащий Мирошниченко, объединяет с десяток разных ИП.
Устройство мобильного крематория очень простое
Где сейчас находится первый мобильный крематорий, не знает ни прокуратура, ни судебные приставы. В региональном управлении ФССП уточнили: исполнительного листа не получали. В пресс-службе областного суда уточнили: передать этот документ приставам должны были представители прокуратуры — именно они выступали в качестве истца. Однако с 2014 года, пояснили в суде, за этим самым листом так никто и не обращался.
В прокуратуре ответ на запрос Клопс.Ru пообещали дать в течение 30 дней с расплывчатой формулировкой: "По данному факту проводится проверка".
О том, что в регионе работает второй крематорий, в ведомстве ничего не знают. "Мы работаем по заявлениям, проверяем. Информации о новом подобном передвижном объекте у нас нет", — уточнила зампрокурора Центрального района Елена Латушкина.
В пресс-службе администрации Калининграда пояснили, что это не в компетенции городских чиновников. Вы ссылаетесь на закон "О погребении и похоронном деле", но там нет понятия мобильного крематория. Передвижного муниципального объекта такого нет, а контролировать частный — муниципалитет не может", — уточнили в ответе на запрос.
В мэрии рекомендовали обратиться с этим же вопросом в полицию.
"Информации о нарушениях закона нет, они предприниматели, а значит, их деятельность должны контролировать Роспотребнадзор и Ростехнадзор", — ответили в пресс-службе регионального управления МВД.
Исполнительный директор Балтийской региональной ритуальной организации — профессионального сообщества ритуальщиков Сергей Никитин считает, что по закону контролировать деятельность крематориев должны муниципальные власти.
Круг замкнулся…
Потенциальные конкуренты
Между тем в Калининграде может появиться стационарный крематорий. Замглавы горадминистрации Артур Крупин рассказывал, что учреждение возведут вблизи улицы Петрозаводской, неподалёку от завода "Янтарь". По заверениям властей, в Калининграде исчерпан ресурс площадей для захоронения как на кладбищах в черте города, так и на муниципальном кладбище в посёлке Сазоново, расположенном в Гурьевском районе, поэтому появилась необходимость размещения в городе крематория с колумбарием. Проведённый в 2013 году соцопрос показал: более 70% калининградцев считают, что крематорий давно нужен.