Житель Мамоново Дмитрий Шилов открыл у себя дома первый частный музей истории восточно-прусского кирпича. Дмитрий также руководит муниципальным музеем, который носит неформальное название "Музей города и крайса Хайлигенбайль". Дмитрий Шилов и его правая рука Константин Косенков провели для корреспондентов Клопс.Ru экскурсию по своему музею и показали самые интересные находки.
Кирпичи
"Я приехал в Мамоново в начале 90-х. Начал искать материалы для строительства дома, — вспоминает Дмитрий Шилов. — Однажды моё внимание привлёк кирпич, на котором я заметил какой-то странный штамп. Присмотрелся — на других кирпичах тоже встречаются похожие знаки".

Действительно: на старых немецких кирпичах встречается опознавательная метка — штамп производителя. В Восточной Пруссии было огромное количество кирпичных заводов, и каждый ставил клеймо на свой товар.

Сейчас общая коллекция насчитывает почти 2500 экспонатов. Самый древний кирпич Дмитрий Шилов нашёл на руинах орденского замка. Примерный его возраст — 600-700 лет. Сегодня в его коллекции — около 15 подобных предметов. Орденский кирпич легко отличить от современного или довоенного. "Он больше по размеру, тяжелее и, скажем так, корявее, так как создавался посредством ручной лепки и обжига", — говорит Константин Косенков.

Пивные пробки
В музее хранится более 400 пробок пивоварен города Хайлигенбайль. Они тоже носят клеймо, расположенное снизу или на торце пробки. Делали их в Дрездене и Данциге, а затем поставляли в пивоварни.

Больше всего пробок относится к "Пивоварне Святого Георга" (St. Georgsbrauerei). Она была основана Йоханом Моритцем в 1865 году. Здание пивоварни стоит и по сей день — оно единственное уцелевшее в историческом центре Мамоново.

Более раритетные пробки указывают на "Монастырскую пивоварню" (Klosterbrauerei), которая начала функционировать также в 1865 году. Она была построена на территории бывшего августинского монастыря, основанного в своё время великим магистром Тевтонского ордена Винрихом фон Книпроде. На сегодняшний день уцелели только подвалы здания.

К "Монастырской пивоварне" относится и самая редкая пробка. Она появилась, когда пивоварня прекратила свою "хмельную" деятельность и стала производить минеральную воду и лимонад. Музейщики признаются, что в жизни им удалось увидеть всего пять таких пробок, причём четыре хранятся в их коллекции, а ещё одну они встречали у местного старейшего краеведа.
Собачьи жетоны
Строгий немецкий порядок соблюдался и в мелочах: в каждой прусской семье домашняя собака обязательно должна была носить жетон.

Такие табели для питомцев немцы начали штамповать ориентировочно с 30-х годов. В музее собрана неполная коллекция — встречаются предметы, датированные с 1931 по 1941 годы.

Чаши для табака
О происхождении этих предметов практически ничего неизвестно. Курительные трубки, или, выражаясь точнее, чаши для табака, ориентировочно относятся к началу ХХ века.

Сохранились экспонаты весьма неплохо — на них практически нет трещин и рисунок остался невредим.
.jpg)
Немецкая "мыльница"
"Думали — шпионский мини-фотоаппарат. Оказалось, всё гораздо тривиальнее — немецкая "мыльница" довоенного производства марки SIDA (Sida Gesellschaft fur photographische Apparate m.b.H., Berlin, Germany), плёнка 24х24мм, хотя в интернете встретилось название German Spy Camera. Видимо, шутливое", — рассказывает Константин Косенков.

Версии красного и зелёного цветов выпускались в Англии. Чёрные создавались в Польше.

В СССР также были своеобразные аналоги немецкого фотоаппарата — в те же годы производили подобные модели "Лилипут" и "Малютка".
Старый телевизор
Не все экспонаты сотрудники находят сами. Во многом им помогают жители Мамоново, Калининграда и даже Германии.
Например, этот телевизор более 20 лет пылился на чердаке одного пожилого жителя Мамоново. Когда музей открылся, горожанин решил внести свой вклад, собрался и сам принёс этот раритет.
Осколки сказок
"Сказочная" статуэтка тоже была найдена одним из жителей города недалеко от Мамоново — в так называемом Deutsch Bahnau, ныне это посёлок Балтийский. Предмет был разбитым и совершенно чёрным — вероятнее всего, статуэтка пострадала от пожара. Константин рассказал, как отмывал и склеивал осколки, что заняло несколько часов.

Статуэтка относится приблизительно к началу XX века. Надпись Großmutter erzählt дословно переводится как "Бабушка рассказывает".
А вот старые немецкие куклы были найдены музейщиками на свалке. Голова, руки и ноги этих "девочек" сделаны из керамики либо фарфора. Туловище, как правило, тряпичное. Возраст этих красавиц — не менее 100 лет.

Очки
Немецкие мотоциклетные пыле-, солнцезащитные очки времён Второй мировой войны. Работники музея говорят, им попадалась информация, что стёкла изготавливались известной фирмой Carl Zeiss.

Аптечная тематика
Новый экспонат в "аптечной" копилке музея — абсолютно целая бутылка с пробкой и остатками содержимого внутри.

"Первая аптека была открыта в Хайлигенбайле в 1709 году, королевские привилегии получила в 1747 году, последние 50 лет истории города ею владела семья Мертенс, — пишет в официальной группе музея в "Фейсбуке" Константин Косенков. — В музее также хранится письмо начала 90-х годов Анны Мертенс — дочери последнего хозяина аптеки, в котором она подробно описывает историю своей семьи, внутреннее устройство здания, режим и особенности повседневной жизни и работы".
Ещё одна новинка в фонде музея — значки работников Красного Креста. Их нашли в районе Мамоново. Это большая удача, что они смогли сохраниться в целости до наших дней, — ведь значки сделаны из керамики, но, в отличие от той же немецкой посуды, они даже не имеют трещин.

Камень-смайлик
И напоследок — улыбающийся камень.
Так называемый смайлик был найдён в посёлке Hermsdorf, сейчас — Пограничный. Нашли его совершенно случайно — он лежал на поверхности земли в основании фундамента старого разрушенного здания. Это типичный закладной камень, в Восточной Пруссии таких было довольно много. Однако у него довольно старая дата — 1860 год.
"Смайлик вроде бы придуман в Штатах в 60-х годах прошлого столетия. Оказывается, нет... Это сделал на 100 лет ранее некто О. Р. из Восточной Пруссии, проживавший где-то под Хермсдорфом", — комментирует Константин Косенков.