13:29

РПЦ потянуло на готику

  1. Новости

Причем аргументы Игоря Одинцова, руководителя госучреждения культуры «Кафедральный собор» о том, что орган — это неотъемлемая часть собора, как, например, книги в библиотеке, приняты не были. А затем в дело вступила Русская православная церковь, которая вообще заявила свои права на весь собор целиком. Казалось бы, как может претендовать православная церковь на культовое сооружение иной конфессии, к тому же функционирующее уже без малого два десятилетия в качестве светского учреждения? Оказывается, может.

 

ИСКЛЮЧЕНИЕ ИЗ ПРАВИЛ

Не так давно в интернете было обнародовано письмо патриарха Кирилла президенту Дмитрию Медведеву, в котором глава РПЦ просит передать на баланс церкви ряд культовых сооружений в Калининградской области. В их числе не только бывшие лютеранские кирхи, но даже руины замков Тевтонского ордена! Среди самых известных памятников старины, на которые претендует РПЦ, кроме Кафедрального собора, — кирха Королевы Луизы (театр кукол), кирха Святого семейства (органный зал областной филармонии), ночной клуб «Вагонка», в здании которого до войны располагалась кирха. Просьба о передаче культовых зданий связана с федеральным законом, который сейчас разрабатывается Министерством экономического развития и торговли РФ и согласно которому вся недвижимость в стране, когда-то принадлежавшая Русской православной церкви, должна быть ей возвращена.

Случай с Калининградской областью уникальный. На территории региона до 1945 го да если РПЦ что-то и принадлежало, то совершенно незначительные объекты. И уж никак не главные храмы Кенигсберга и, тем более, не тевтонские замки. Такая любопытная особенность, по-видимому, и стала основной причиной «отдельного» письма Кирилла, который фактически заранее предлагает президенту ввести исключение в будущий закон о передаче объектов.

КТО ОПЛАТИТ СЧЕТА

Когда стало известно об инициативе православного руководства, в интернете разгорелась оживленная дискуссия. У руководства РПЦ нашлось очень мало сторонников, основная масса заинтересованных проблемой людей выступала категорически против передачи объектов культурного наследия в собственность РПЦ. И не потому, что они ярые противники религии в общем или православной церкви в частности, а просто оттого, что передача объектов, которые много лет успешно функционируют в качестве светских учреждений, казалась абсурдной. В ответ священники утверждают, что передача памятников культуры в собственность РПЦ никак не отразится на их функциональном использовании. Мол, танцевали на «Вагонке» и будут танцевать. Просто поменяется собственник.

— В мае ко мне пришел священник, сказал, что вы будете работать, как и работали, а мы просто станем собственниками, — рассказывает Игорь Одинцов. — Однако собственностью РПЦ распоряжается Синод, который находится далеко от Калининграда. И совершенно понятно, что там могут принимать решения, которые не будут согласовываться в Калининграде.

— А мне что, просить об оплате коммунальных счетов церковь? — вопрошает Александр Перебейнос, директор театра кукол. — Это же смешно.


ПРОЩАЙ, РЕСТАВРАЦИЯ?

Но главная проблема, по словам Одинцова, не в этом. Дело в том, что на окончание реставрации собора необходимо еще, как минимум, 100 миллионов рублей. В этом году будет выдеено в лучшем случае 2,6 миллиона. А если собор передадут в собственность церкви, то о государственном финансировании можно будет забыть.

Об этом, кстати, говорил и министр культуры Калининградской области Михаил Андреев, комментируя возможную передачу исторических зданий православной церкви. И этот факт послужил причиной того, что областное правительство без восторга отнеслось к просьбе церкви. В то, что востановление Кафедрального собора в дальнейшем будет финансироваться за счет церкви, Игорь Одинцов не верит:

— С 1992 года я занимаюсь реставрацией собора, и церковь на эти работы не выделила ни рубля.
Между тем эта ситуация вскрывает еще одну очень существенную проблему.

— Если закон вступит в силу, — продолжает Одинцов, — то начнется большой передел имущества. А нужны ли России большие потрясения? Конечно, нет. Я считаю, что надо сохранять status quo.

СИМВОЛИЧЕСКАЯ ПОБЕДА

Представители русской православной церкви пока не комментируют возможную передачу культовых объектов. Но и без комментариев логика их совершенно понятна. Посредством закона о передаче культовых объектов РПЦ не только расширяет спектр принадлежащей ей недвижимости — а это, как бы ни было, при личные инвестиции, учитывая к тому же обширные земельные участки вокруг объектов, — но и усиливает влияние в стране. С Калининградской областью ситуация особая. До Второй мировой войны православия на этой земле практически не было, сейчас же только в Калининграде функционирует около 50 приходов. И если главный — в историческом смысле — храм региона станет православным, это может означать символическую победу РПЦ на территории, на протяжении многих веков принадлежавшей другим конфессиям. И победа эта будет гораздо более значимая, чем строительство храма Христа Спасителя на площади Победы. Все-таки Кафедральный собор на острове Кнайпхоф был и остается символом Калининграда.

Но если передача церкви Кафедрального собора, здания филармонии или театра кукол выглядит мероприятием спорным, то попадание под юрисдикцию РПЦ старых полуразрушенных кирх в области может им подарить вторую жизнь. По крайней мере, это может остановить их стремительное разрушение. Ведь, как мы видим, немецкие кирхи, которые работают в качестве православных храмов, сегодня интересны не только верующим, но и туристам. Примеры тому — храмы в Янтарном, Светлогорске, Свято-Никольский и Крестовоздвиженский соборы в Калининграде.