14:05

Шесть вечеров просвещения

  1. Новости


В следующем, 2008-м году ученики Константина Аркадьевича привезли спектакль «Не все коту масленица» с участием самого учителя. И наконец, в нынешнем году теперь уже выпускники показали на «Балтийских сезонах» шесть из десяти созданных за период обучения спектаклей и назвали эту программу «Плоды просвещения». Кстати, десять работ за четыре года – беспрецедентно много, сам Райкин называет этот свой курс особенным. Одновременно в фойе Музыкального театра на Бассейной, где шесть вечеров подряд шли спектакли, развернулась выставка работ молодых театральных художников, выпускников и студентов мастерской Алексея Кондратьева и Виктора Шилькрота.

ВЕЧЕР ПЕРВЫЙ: «БУДУЩИЕ ЛЕТЧИКИ»

В их глазах пока еще нет страха, им незнакомо слово «штамп». Они дерзки, непредсказуемы, излишне самоуверенны, иногда угловаты, иногда очень точно пластичны, но всегда запредельно эротичны – как животные, будто бы обладающие властью сдерживать себя. Но все рвется наружу. Они еще не имеют большого опыта «перекидывания через рампу», им кажется, что театром должно быть все вокруг.

ВЕЧЕР ВТОРОЙ: «СТРАВИНСКИЙ. ИГРЫ»

Режиссер-педагог Алла Сигалова вместе со своими учениками средствами хореографии рассказывает драматическую историю любви, непонятости и отверженности – а начинается все с игр.
В «Играх» хорошо все: драматургия конкретна, страсти накалены до предела, дыхание и слезы проникают в музыкальный ряд Стравинского и остаются там, видимо, на законных правах, а сложные поддержки выполняют, без изъятия, все участники спектакля, с запозданием вторя ведущей паре. Главную партию ведут Казимир Лиске и Елена Дудина – самый танцевально одаренный дуэт на курсе. Казимир Лиске демонстрирует не только хореографические умения, но и драматический дар. Это один из двух американских выпускников курса, о втором – Одине Байроне – чуть позже.

ВЕЧЕР ТРЕТИЙ: «ВАЛЕНСИАНСКИЕ БЕЗУМЦЫ»

Чтобы все было взаимопроникаемо и их сумасшедшая энергетика как-то «дружила» с миром вещей, молодые артисты создают свое пространство сами. Для них это гораздо естественнее, чем подчиниться жесткой воле сценографа. Пространство создается из различных универсальных штук. Например, в «Валенсианских безумцах» по Лопе де Вега (режиссер-педагог Елена Бутенко-Райкина) – из восьми канатов и двух крупноячеистых сетей, которые в зависимости от нужды становятся качелями, ложем, лестницей, решеткой на окнах дурдома, оградой сада – или просто подспорьем в выражении чувств. Грех было не показать их обезьянье умение справляться со всеми этими канатами и сетями!

ВЕЧЕР ЧЕТВЕРТЫЙ: «ГАМЛЕТ»

А в «Гамлете» (режиссер-педагог Марина Брусникина) разноуровневые ступени-подиумы, зеркальные с испода, выполняют роль архитектурных особенностей замка Эльсинор, возвышения для трона, зеркального интерьера покоев королевы-матери, а отвинченная Гамлетом ножка одного из подиумов становится орудием убийства Полония. Очень красивое и «многофункциональное» решение – раскрытое, расхристанное пианино. Звуки, как бы направляющие ход действия, извлекаются из него простым наигрышем или нажатием на клавишу, ударом по клавишам или струнам, несмелым касанием, криком, обращенным внутрь инструмента и превратившимся в струнное эхо. Это эхо – голос самого пианино, вынужденного показывать всем свое нутро, свою боль и свой стыд. Совсем как Гамлет.

Один Байрон в этой роли невинен – и порочен, трогателен – и циничен. Его Гамлет – сомневающийся, мятущийся, предающий, кающийся, не умеющий справиться ни с мерзостью ситуации, ни со своей неспособностью эту мерзость искоренить.
За Гамлета О. Байрон получил «Золотой лист 2009» в номинации «Лучшая мужская роль» – премию, учрежденную специально для выпускников театральных и кинематографических вузов столицы. Кроме того, молодого актера, воспитанного американской и русской театральной школой, пригласили сразу пять московских театров, в том числе и театр «Сатирикон», а «За успешное постижение профессии актера» он был награжден Дипломом имени М. И. Царева.

Сверхубедительна в роли Офелии Евгения Абрамова, и ее безумие не примитивно, а с массой каких-то неуловимых подтекстов из других измерений. Павел Чукреев не пытается играть братьев-королей как противоположности и правильно делает — они ведь все-таки близнецы, да и люди в ту эпоху были намного целостнее. И все же Клавдий жесток и коварен, а отец является принцу Датскому в образе, как предполагается, невинно осужденного зека в рваной ушанке и заношенной телогрейке. Смерть для него - категория не физическая, а, прежде всего, попрание прав — права на трон и права на женщину. Он передает сыну зажигалку как символ отмщения, но Гамлет существует на границе света и тьмы и не в силах изменить ход вещей.

ВЕЧЕР ПЯТЫЙ: «БЕЗУМИЕ ЛЮБВИ»

В нынешнем году премия «Золотой лист» отметила также Анну Селедец за роль Мэй в дипломном спектакле «Безумие любви» по пьесе Сэма Шеппарда, поставленном Алексеем Гуськовым.
Мэй (Анна Селедец) и Эдди (Один Байрон) — безумные дети своего одного безумного отца и двух безумных матерей. Отец жил на две семьи, и ни одна из его женщин не подозревала о существовании другой. А его детей, не знавших о том, что они сводные брат и сестра, угораздило влюбиться друг в друга. Да так сильно, что даже когда все раскрылось, причем при трагических обстоятельствах, это их не остановило. Но изломало - и их судьбу, и их любовь.

Безумная любовь, замешанная на кровосмешении и убийстве. Безумный папаша (Павел Чукреев) в пижаме с сердечками, который ведет то с дочерью, то с сыном ностальгические беседы об их детстве, путая имена их матерей, и иногда вспоминает о том, что на самом деле женщиной его мечты была Мэрилин Монро. Безумный Эдди, вечно сбегающий от Мэй и вечно к ней возвращающийся. Абсолютно не безумный садовник Мартин с зеленой лейкой, для которого нет вопроса «бить или не бить?». И Мэй, которая нужна им всем, как защита от их безумия или, наоборот, быдловатой нормальности. И так естественно было увидеть Анну Селедец в класс-концерте «Поем и танцуем» в сольном танце под музыку Бьорк. Потому что ее Мэй просто обязана танцевать под Бьорк.
В финале Эдди все-таки уходит. Уходит, чтобы возвратиться, быть спущенным с лестницы Мартином, снова уйти, снова возвратиться, снова быть спущенным с лестницы и т.д. Безумная любовь никогда не сублимируется в любовь разумную. Впрочем, когда она разумна – любовь ли это?

ВЕЧЕР ШЕСТОЙ: «ПОЕМ И ТАНЦУЕМ»

Восьмерых из 25 выпускников этого курса Константин Аркадьевич Райкин пригласил к себе в театр «Сатирикон». Среди них, помимо упомянутых Одина Байрона, Анны Селедец и Павла Чукреева, также Елизавета Мартинес Карденас, молодая актриса с самобытным комедийным даром, слегка резковатой пластикой и голосом, рожденным для спиричуэлса, а также латинский красавчик Роман Матюнин, сыгравший главную роль в «Валенсианских безумцах».
Программа «Будущее театра» на «Балтийских сезонах» нынешнего года финишировала мощно и красиво – в заключительный вечер «Плодов просвещения» выпускники курса К. А. Райкина показали абсолютно апофеозный класс-концерт «Поем и танцуем», состоящий из дипломных работ по танцу и вокалу.
А Константин Аркадьевич тем временем уже набирает новый курс...