11:18

Куда "утекли" мозги из Калининграда?

  1. Новости


По официальным данным, в Калининградской области между переписями населения 1989 и 2002 годов валовой миграционный оборот (сумма прибывших и сумма выбывших) составил 844 тысячи 500 человек. Если бы не поток переселенцев, демографическая ситуация в регионе была бы весьма сложной. Но, так или иначе, интересна судьба тех, кто уехал и не вернулся, и тех, кто все-таки решил снова жить на родине. К сожалению, по определенным причинам не все наши земляки хотят «открывать» свое лицо. Но о себе рассказывают откровенно.

 

По студенческой визе


После окончания Московского инженерно-физического института Александр К. стремительно делал карьеру в родном Калининграде. В 2004 году он уехал получать степень PhD (доктора философии) в исследовательский аналитический центр около Лос-Анджелеса. Вскоре подвернулась хорошая работа, и калининградец остался.

- Главное для мужчин за рубежом, конечно, работа, - говорит Саша. - Это важно по нескольким причинам. Первая и наиболее очевидная - доход. Во-вторых, работа позволяет создать круг общения, что очень важно, поскольку при переезде старый круг друзей, родственников, коллег по работе и просто знакомых теряется. Остается только виртуальное общение. В-третьих, работа дает ощущение своей нужности. Поэтому эмиграция из-за того, что «за границей хорошо», на мой взгляд, подходит только тем, кому особо терять нечего и кто готов работать на самых простых и тяжелых работах.

Пока Александр живет в США по студенческой визе и большую часть времени работает в американских проектах. В свободное время пишет диссертацию.

Получил свободу

33-летний программист Валерий Хромов эмигрировал в Канаду два года назад. Сегодня у бывшего калининградца статус постоянного жителя Канады, через год он может претендовать на канадское гражданство. Работу по специальности в крупном банке нашел через месяц-полтора, причем с очень неплохой зарплатой, через год ушел на повышение в другой банк. В Торонто программист снимает двухкомнатную квартиру.

- Почему я уехал? Не верю в будущее страны, не чувствую себя в безопасности, - говорит Валерий. - Когда приезжаю в Калининград, чувствую напряжение от того, что любое может произойти. Не хочу, чтобы какой-нибудь хозяин жизни, которые на каждом углу, мог просто приставить к моей голове пистолет. Сейчас у меня есть возможность реализоваться за счет своих сил, мозгов и желания работать. Дело даже не в деньгах. Дело в спокойной жизни, уверенности в завтрашнем дне, которую все равно не купишь ни за какие даже самые большие деньги.

О возвращении на родину программист даже не помышляет, хотя первое время было нелегко - чужая среда, чужой язык.

- Самое сложное, что нет рядом близких и друзей, но если первые 2-3 года все это пережить, потом должно быть проще, - уверен Валерий. - Главное, что я лично получил: финансовую свободу, безопасность и перспективы - то, чего у меня не было в Калининграде. Здесь понимаешь, что машина-дом-катер - это не из разряда «мечт». Это все реально и достижимо. Для меня, для людей рядом. Это отрадно и правильно.

«Что такое кризис?»

Калининградцу Сергею Павлову тоже 33 года. Он - выпускник философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета. Уже полтора года живет в Индии - работает переводчиком в геолого-разведывательной экспедиции, которая ищет нефть.

- Что такое кризис? Индусы даже слова такого не знают, - удивляется Сергей мировой действительности. - Тут каждый день солнце, я практически не смотрю телевизор, мне не «парят» мозг чернухой и рекламой. Люди всегда улыбаются, даже те, кого я вижу в первый раз, готовы подойти и заговорить на любые темы!

Индия покорила калининградского философа своей простотой. По словам Сергея, здесь не нужен трехэтажный особняк, черный «Мерседес» и все прочее. Люди просто могут ночевать на улице, подстелив картонку, и это нормально.

- А еще приятно видеть, как что-то меняется у тебя на глазах, - замечает Сергей. - За полтора года здесь отстроили шестиполосный хайвей -150 километров, с эстакадами над каждой деревней! А у меня на острове в Калининграде под окном мост строят - каждый раз приезжаю и не могу понять, изменилось ли что-нибудь. Душа, конечно, стремится в Калининград. Но каждый раз я еду домой и понимаю, что на родине все не так хорошо, и «карета превратится в тыкву».


Особый случай

 

«Вернулся, потому что скучал»

Максим Кравцов* мечтал жить в Америке с тех пор, как в пятом классе школы увидел знаменитый голливудский фильм «Уолл Стрит».

- Меня поразил размах американской жизни и особенно Нью-Йорк с его небоскребами, - рассказывает Максим.

К осуществлению своего заветного желания калининградец приступил на пятом курсе института. Не раз ездил в посольство США в Варшаве, проходил всевозможные собеседования и сдавал тесты.

В конце концов, получил долгожданную эмиграционную визу и купил билет в один конец до Нью-Йорка. Все прошло гладко - найти жилье и хорошую работу ему помогли знакомые, кстати, тоже из Калининграда.

Максим устроился программистом в небольшой фирме. Зарплата - около 50 тысяч долларов в год - очень хорошие деньги для начинающего. Жизнь, казалось бы, налаживалась. Но, несмотря на то, что в Америке появилось много знакомых, очень не хватало Калининграда, теплых дружеских компаний. И спустя два года Максим все-таки все бросил и вернулся назад.

- С одной стороны, Америка меня поразила - это как другая планета, - говорит калининградец. - Но все же она оказалась чужой. Может, это и прозвучит пафосно, но замучила ностальгия. Тут жить мне нравится больше, и пиво тут вкуснее, потому что с друзьями.

* фамилия и имя изменены.