11:20

Трупы разделывали на органы

  1. Новости
Свидетельство тем более ценное, что зам непосредственно участвовал в неблаговидных операциях.

 

Без особенных навыков…


- Вместе с несколькими медэкспертами и медрегистраторами в конце 2006-го - начале 2007 года мне довелось из невостребованных родственниками тел вычленять кости, - рассказывает Сергей Кузьменко. - Составленные из них скелеты, как нам объяснили, должны были использоваться в качестве наглядных пособий для студентов медицинского факультета университета имени Канта. Я не знаю, чем руководствовался Морозов, отдавая нам такое указание. В магазинах медтехники имеются скелеты, изготовленные из пластика. Может быть, дело в их стоимости - несколько тысяч рублей за единицу. Хотя ведь настоящий скелет должен стоить еще дороже…

Согласно другому распоряжению начальника бюро, у трупов в массовом порядке изымались гипофизы (нижний мозговой придаток. - Ред.), а иногда - и некоторые другие внутренние органы.

- Чтобы изъять гипофиз, каких-то особенных навыков не требуется, - поясняет Кузьменко. - Достаточно раз показать, как это делается, и с операцией справится рядовой санитар. Собственно, они-то преимущественно этим и занимались.

Занимался и сам Сергей Викторович: например, в 2007-м лично вырезал матку из трупа женщины. А в следующем году удалил из другого трупа часть основания головного мозга. Следом к телу подошел санитар и привычно изъял гипофиз.

Чтобы оценить действия медэкспертов, нужно вспомнить об инструкциях Минздрава, который еще в конце 80-х - начале 90-х годов жестко регламентировал подобные операции. А в 2002-м решением Верховного суда РФ они и вовсе были запрещены как нарушающие федеральные законы о похоронном деле, о трансплантации органов и об основах охраны здоровья. И только калининградские специалисты об этом как будто бы ничего не знали. Кузьменко утверждает, что в каждом подобном случае он и его коллеги получали распоряжения непосредственно от Морозова. Но отдавал начальник приказы только устно, не оставляя документальных свидетельств!

А родственники-то не знают!


- По моим подсчетам, за год у нас в бюро извлекается несколько сотен гипофизов, - продолжает Сергей Кузьменко. - Родственников умерших, которые подвергались таким операциям, в известность никто не ставит. Ведь следы уничтожаются, и непрофессионал вряд ли сможет заметить, что с телом что-то делали. Сначала я пытался возражать Морозову, указывал, что, если о наших действиях станет известно, могут быть большие неприятности. У него на все это был один ответ: пока прокатывает - и ладно.

Медэксперты, которым, в случае осечки, уж точно не поздоровилось бы, решились обратиться напрямую в Минздрав и Генпрокуратуру. Судя по всему, не очень веря в высшую справедливость, избрали для этого анонимную жалобу. Естественно, в федеральных инстанциях ее рассматривать просто не стали.

Игра в открытую пошла, когда в конце прошлого года Юрий Морозов задумал упразднить должность своего заместителя, отношения с которым у начальника БСМЭ к тому моменту испортились окончательно. Кузьменко решил оспорить это решение в суде. А заодно с исковым заявлением сообщил в облпрокуратуру о практически незаконных операциях над трупами. На сей раз указав свои имя и фамилию. Сергей Викторович уверяет, что просто не мог больше выносить творящийся произвол. В любом случае контрудар он постарался подготовить хорошо:

- Я выписал из журнала учета координаты родственников людей, у которых изымались органы. Хотя сообщить им о происходившем так и не решился. Но эксгумация непременно выявит следы изъятия, по крайней мере, гипофизов - в этом случае остаются специфические нарушения, когда ломается определенное анатомическое образование.

Ученого обидеть каждый может


Начальник бюро судмедэкспертизы никак не походит на доктора Франкенштейна. Автор не одной научной монографии, кажется, склонен выставлять своего зама эдаким завистником и сутягой, норовящим ставить палки в колеса прогресса. Факты изъятий гипофизов и органов из трупов Морозов признает. Еще бы - на столе у него лежит прокурорское предписание об устранении допущенных нарушений закона. К слову, в Ленинградской прокуратуре от комментариев по данному делу»Комсомолке» решили отказаться. Но уверяют, что ни о какой коммерции здесь и речи нет.

- Я беру гипофизы исключительно для исследований, - демонстрирует начальник бюро распечатки своих научных статей. - Моя докторская диссертация посвящена изучению гипофизарной, надпочечной и почечной систем при наркомании и алкоголизме. Я 30 лет работаю судмедэкспертом и занимался этим на прежних местах работы - в Москве, в Ставрополе. Да, по закону судмедэксперту положено отмечать в документах каждый случай подобного изъятия органов и тканей для изучения в научных целях. Такие отметки не делались, и это моя ошибка.

По ходу разговора проясняется дальнейшая судьба изъятых органов. Пресловутая матка демонстрировалась студентам-медикам. Которые, будучи лишенными возможности препарировать трупы, сегодня якобы могут легко перепутать ее с мочевым пузырем. Два скелета для факультета подготовили. (В итоге, правда, передали только один скелет, второй не успели - подоспел Кузьменко со своими разоблачениями.) Студентам лучше учиться по настоящим, а не пластмассовым, костям, любой специалист подтвердит. От греха подальше университет и тот скелет сейчас подготовил для возврата в бюро. Особо подчеркивалось одно важное обстоятельство.

- Каждый понедельник мы хороним около 20 невостребованных трупов, - говорит Морозов. - Действующие законы о трансплантации органов и тканей и о похоронном деле рассчитаны на цивилизованные государства. Но у нас люди иногда не способным похоронить родственников в силу своих финансовых возможностей. И отказываются забирать тела. На работу с ними я получил устное разрешение прокурора. Есть ли нарушение закона в том, что не потребовал письменное? Ну, может быть, есть. Кстати, раньше я сам писал прокурору и министру здравоохранения области с просьбой обеспечить нормативную составляющую для подготовки материала с целью изучения студентами медфака. Но мне ответили, что это в обязанности прокуратуры не входит. И сегодня студентов приходится возить в Гданьск - в специальный музей, где имеются препарированные трупы. Присутствовать при работе наших экспертов студенты также не могут - на каждый случай требуется специальное разрешение от следственных органов. А факультету требуется своя учебная база. И я просто пытался помочь в ее создании.

Анатомию изучают на… манекенах


Нехватка трупов для практических занятий студентов стала настоящей проблемой медицинских вузов России. В одной только Москве будущим врачам требуется от 60 до 100 человеческих тел.

Похожая ситуация и в других странах. Королевскому хирургическому колледжу Великобритании ежегодно необходима тысяча трупов. Всего же в крупнейших медицинских учебных заведениях Лондона дефицит анатомических препаратов скоро может составить 40%.

В некоторых вузах Великобритании выход уже нашли. Там открылась первая школа, в которой полностью отказались от использования тел умерших. Вместо этого будут использоваться компьютеры и напичканные электроникой манекены.