14:42

"Копать надо глубже": калининградец доказал, что главный в новом фильме Вуди Аллена не Достоевский, а Кант

  1. Новости
На днях вышел в прокат новый фильм Вуди Аллена "Иррациональный человек". Мнения критиков об очередной ленте знаменитого режиссёра разошлись, разные точки зрения высказывают и зрители.
 
Вкратце сюжет картины таков. Профессор философии Эйб Лукас, переставший видеть в своей жизни радость и смысл, приезжает преподавать в небольшой колледж, где у него завязываются отношения с двумя очень разными женщинами. Его коллега Рита видит в нём спасение от несчастливого брака, а отличница Джилл становится ему близким другом. Невольно подслушав диалог за соседним столиком в кафе, профессор решает помочь незнакомой женщине и идёт на убийство, чтобы сделать мир лучше.
 
Зрители и критики увидели в этой истории прямую параллель с "Преступлением и наказанием" Достоевского. "Вуди Аллен помешался на Достоевском, — пишет Дни.Ру. — Свою любовь к Достоевскому Аллен никогда не скрывал и почти в каждый свой фильм вставлял аллюзии на российского классика разной степени зарифмованности. Но в "Иррациональном человеке" он впервые оказался столь буквален: здесь есть и свой Раскольников, зачитывающийся "Преступлением и наказанием", и рассуждения о сущности убийства, фатализме, власти случая, опасности безнаказанности и праве на жизнь".
 
"Вуди Аллен снял комедию по мотивам "Преступления и наказания", — вторят Ведомости. — Достоевский до добра не доведёт. Как только мы узнаём, что крепко пьющий преподаватель философии Эйб Лукас (Хоакин Феникс) высоко ценит русского классика, становится понятно, что дело идёт к криминалу. И Эйб не обманывает ожиданий, возложенных на него зрителями, студентами и коллегами-преподавателями".
 
"Безусловно, "Иррациональный человек" не лучший фильм Вуди, но и не худший, — считает Metro. — Но для знакомства с творчеством Аллена он идеален. Если вы никогда не смотрели картин классика, мы советуем начать с этого фильма".
 
Калининградский историк и кантовед Илья Дементьев в своём блоге пишет о том, что не стоит этим обманываться.
 
"Достоевский — на поверхности, Вуди Аллен указывает на него, и это верный знак того, что копать надо глубже. Конечно, Аллен не удержался от пародии на подслушанный разговор студента с офицером, но это, несомненно, ложный след — на него могут купиться только те полицейские, которые полагают, что доступ к ядам сам по себе — неоспоримое доказательство причастности к отравлению", — считает Илья Дементьев.
 
По его мнению, стоит вспомнить, что настоящее имя Вуди Аллена — Кёнигсберг, и "главный герой" фильма — философия Канта, на которую прямо или косвенно указывают герои или обстоятельства. "Кант... открывает эту картину и, в сущности, закрывает её: 'Случайным в чисто категориальном смысле мы называем то, противоречащая противоположность чего возможна'", — цитирует Илья Дементьев "Критику чистого разума" Иммануила Канта.