Текст: Андрей Забелкин
Фото: Роман Городко
В постсоветские годы народ, мягко говоря, недолюбливал ЖЭКи и всевозможные ЖЭУ. Хамоватые начальницы, пьяные слесари, матерящиеся дворники считались стандартным трудовым коллективом коммунальной конторы. А в 2004-м в силу вступил революционный по тем временам Жилищный кодекс. Который среди прочего трактовал следующее: государство не должно вмешиваться во взаимоотношения жильцов с управляющими организациями, а все муниципальные ЖЭКи в ближайшие годы должны быть заменены на частные.
Шило на мыло
В Калининграде процесс сей замены проходил в 2009 году. И проходил очень лихо. Нет, в городе в одночасье не появились добросовестные бизнесмены, мечтающие предоставлять свои услуги на коммунальном рынке. Чиновники поступили проще: практически одним росчерком пера все муниципальные ЖЭУ перевели в частные – с теми же названиями, только аббревиатура МУП была заменена на ООО. А учредителями и акционерами многих ООО, кстати, стали не последние на тот момент сотрудники мэрии.
Трудовые коллективы новоиспеченных управкомпаний остались теми же. Только теперь городская администрация им не указ. Что из этого вышло, наверное, никому из жильцов объяснять не надо…
В Государственной думе и правительстве РФ поняли, что слишком перестарались с либерализацией жилищного законодательства. И в 2014 году были приняты поправки в Жилищный кодекс, которые вводили обязательное лицензирование управляющих компаний. Дескать, отныне «дамоклов меч» неполучения или лишения лицензии заставит управляющие компании выполнять все решения собраний собственников жилья, вовремя убирать, ремонтировать, латать, менять и главное – не драть с жильцов деньги не пойми за что.
192 управляющие организации Калининградской области прошли аттестацию, то есть получили лицензии в июне 2015-го. И, казалось бы, обещанный «дамоклов меч» висит над ними уже два года. Однако, как показывает наша коммунальная жизнь, лучше многие компании работать не стали. И в некоторых, с позволения сказать, обслуживание стало даже хуже. И это, к слову, мнение не только жильцов, но и высокопоставленных региональных чиновников, и известных общественников.
Сергей
Шерстюк,
руководитель
регионального
Центра обществен-ного контроля:
«Если бы в каждом доме жил человек, у которого есть возможность бороться за коммунальные права соседей, то, уверяю вас, многие управляющие компании работали бы
гораздо лучше».
Проще пареной репы
Так, недавно в региональном правительстве появился новый орган – министерство контроля (надзора) Калининградской области. Одна из функций ведомства – контроль в жилищной сфере. Вот что «СТРОЮ и ремонтирую» рассказала врио руководителя министерства Елена Серая:
– Наличие лицензии, увы, не говорит о квалификации управленцев. Ведь требования к лицензиату весьма минимальны. Он просто должен быть зарегистрирован в соответствующих органах, у руководителя УК не должно быть неснятой или непогашенной судимости, профессиональной дисквалификации. Это, по сути, главные требования к соискателю. Для получения лицензии министерством строительства и ЖКХ был подготовлен перечень из 200 вопросов, ответы на которые позволяют соискателю заиметь квалификационный аттестат. Компьютер выбирает 100 вопросов, в основном технического плана и на знание законодательства. Я совсем недавно проходила этот тест. И мне хватило всего недели, чтобы все 200 вопросов проштудировать и успешно сдать экзамен. В общем, требования к лицензиатам минимальны. А вот ответственность комиссии за неправомерный отказ в выдаче лицензий очень велик. Например, каждый член лицензионной комиссии за неправомерный отказ может быть оштрафован на 50 тысяч рублей. Поэтому каждый член комиссии, прежде чем проголосовать, очень сильно подумает. Даже если мы имеем сведения о том, что лицензиат являлся учредителем либо руководителем 5–10 управляющих компаний, которые были обанкрочены, например, по причине неуплаты ресурсоснабжающим организациям, мы не имеем права отказать в выдаче лицензии! Это означает, что у недобросовестных «управленцев» есть возможность учреждать новые УК, указывая адрес предыдущей компании и практически то же название с небольшим изменением.
– А процесс аннулирования лицензий очень длительный и сложный, – продолжает Елена Борисовна. – Например, мы прошли этот путь только по одной управляющей компании, и процесс занял почти год. И аннулирование лицензии было лишь по одному из десятков домов, которыми управляет компания. То есть все остальные дома УК может и дальше спокойно обслуживать. Вам, наверное, известно, что аннулирование проходит через суд. По нашему мнению, необходимо все-таки дать право отзывать лицензию тем, кто ее выдает. А вот если УК с этим не согласна, то пусть подает в суд.
264 управляющие компании сейчас работают в регионе.
Плюс, минус, тире
– Я являюсь членом лицензионной комиссии, – говорит исполнительный директор ассоциации «Балтийский жилищный союз» Валентина Зосименко. – И такое впечатление, что когда разрабатывались правила и порядок лицензирования УК, то делалось все, чтобы руководители нерадивых компаний чувствовали себя вольготно и безнаказанно. Да, действительно, когда даже знаешь всю подноготную определенного «управленца», то хочется отказать ему в получении лицензии. Но это будет, увы, неправомерно. И меня, соответственно, оштрафуют на 50 тысяч рублей. Я не так богата, чтобы раскошеливаться на
подобные суммы. В общем, пока не будут ужесточены и конкретизированы требования по лицензированию к управляющим компаниям, у нас на одном и том же месте будут продолжать плодиться всевозможные «УК Одуванчик плюс», «Одуванчик минус», «Одуванчик тире». Отсюда и двойные платежки, и безответственное отношение к жильцам, и бардак в работе. Плюс ко всему такие «Одуванчики» не дают зайти на рынок новым нормальным компаниям, которые готовы хорошо работать. Но вот что замечу: наша просветительская работа дает свои результаты. Грамотных, подкованных собственников жилья становится все больше. Они заставляют управкомпании работать.
– Если бы в каждом многоквартирном доме жил человек, который разбирается в жилищном законодательстве, и у него было бы желание бороться за коммунальные права соседей, то, уверяю вас, многие управляющие компании работали бы гораздо лучше, – заочно соглашается с Зосименко руководитель регионального Центра общественного контроля Сергей Шерстюк. – Начальникам из УК лучше сделать то, что требует подкованный человек, чем связываться с ним в судах, разбираться с его жалобами в прокуратуру или жилинспекцию. Но и остальные жильцы должны ходить на собрания собственников жилья многоквартирных домов, поддерживать здравые предложения активистов. На самом же деле подавляющее большинство собственников даже не знают, за что они платят, когда отдают управкомпании деньги за содержание и текущий ремонт МКД. Я давно говорил: не надо платить всю сумму, если вы недовольны качеством обслуживания. Платите половину. Например,
8 рублей с квадратного метра вместо 16. Уверяю вас: в таком случае руководство управкомпании само к вам прибежит и будет рассказывать, что конкретно забито в тариф и почему столько стоит. Если этого не происходит, значит, управкомпанию надо менять.
На сайте ГИС ЖКХ должны быть размещены все управляющие компании.
В диалоге рождается истина
– За последние годы конъюнктура на рынке предоставления коммунальных услуг в Калининграде полностью сложилась, – считает председатель наблюдательного совета ассоциации управляющих организаций региона «Альянс» Ирина Топорова. – Все давно друг друга знают, сведения о каждой организации есть в Интернете, собственники жилья легко могут найти отзывы в сети о любой компании. Если вы всерьез собрались поменять УК, то можно поговорить и с жильцами домов, которые УК обслуживает. Но менять управляющую организацию – очень сложное и зачастую неблагодарное дело. Например, старая УК не передает документацию новой, получается неразбериха, двойные платежки, судебные тяжбы, образуются долги перед ресурсоснабжающими организациями и тому подобное. Наша управляющая компания «Жилищный трест – Лучший дом» почти 20 лет назад была первой по-настоящему частной, которая вошла на калининградский рынок. И за эти годы было всякое. Например, когда согласно требованиям законодательства собственники жилья устанавливали общедомовые приборы учета, то они считали, что платить за воду, электричество, тепло станут меньше. Но это не всегда так. Жильцы просто стали платить за конкретно потребленный ресурс. Кто им должен доходчиво это донести? Управляющая компания. Поэтому одним из самых важных факторов я считаю диалог между компанией и собственниками жилья. Всегда можно найти взаимопонимание, приемлемое решение, компромисс. И УК первой должна идти навстречу, разъяснять тонкости законодательства, пункты договоров с жильцами, свою тарифную политику.
Валентина
Зосименко,
исполнительный директор ассоциации «Балтийский
жилищный союз»:
«Такое впечатление, что когда разрабатывались правила и порядок лицензирования УК, то делалось все, чтобы руководители нерадивых компаний чувствовали себя вольготно и безнаказанно».
Что делать?
Когда между жильцами и управленцами есть диалог и взаимопонимание, это, конечно, не может не радовать. А что делать, если руководители УК наплевательски относятся к своим клиентам и обязанностям? Как мы уже поняли, пресловутое лицензирование управкомпаний ничего хорошего не дало. И что тогда делать?
– Мы сейчас работаем с законодательным собранием области, обсуждаем с депутатами вопрос ужесточения требований к лицензиатам, – говорит врио главы министерства контроля Елена Серая. – Потому что раздробление этого бизнеса, то есть наличие нескольких управляющих компаний по одному адресу, позволяет осуществлять, по сути, мошеннические действия. Сейчас же УК несут ответственность за неисполнение договоров управления, и штрафы для них, можно сказать, драконовские. На юрлицо – до 300 тысяч рублей, на должностное – до 150 тысяч. Но, к сожалению, и эти меры не решают вопрос качественного обслуживания.
– До 1 июля этого года все УК обязаны были размещать на своих сайтах, а также в Государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ) информацию и документы по управлению МКД, – поясняет Елена Борисовна. – Но уже размещенная УК информация весьма скупа. Протоколы, договоры, общие сведения... Также ежегодно надо было отчитываться перед собственниками на досках объявлений. Но объем этой информации не был определен законодательно. А вот с 1 июля 2017 года управляющие компании обязаны дополнительно размещать в ГИС ЖКХ информацию о перечне оказываемых услуг. Это крайне важно! Наши граждане зачастую не знают, за какие услуги они платят. Теперь же управляющие организации обязаны будут информировать о выполняемых работах по текущему содержанию общего имущества МКД; об объеме этих услуг; о качестве и периодичности их предоставления; о затратах, с указанием порядка расчета стоимости; о перечне, объеме, качестве и стоимости ресурсов (например, тепло- и водоснабжения); о ценах и тарифах на предоставляемые услуги.
Но это все должно произойти в недалеком будущем. А что делать людям сейчас? Кому жаловаться?
– К слову, многие пишут прямо президенту, – замечает министр, – Но это неправильно. Из аппарата президента жалобу все равно перенаправят нам, чтобы мы разбирались на месте. Для начала проще и правильнее обратиться в саму компанию. В случае если УК не отреагировала, тогда пишите в министерство регионального контроля, куда входит и бывшая жилищная инспекция. Наши сотрудники выедут на место и проверят деятельность УК. Кстати, нами подготовлен законопроект о передаче полномочий по контролю за деятельностью управкомпаний на уровень муниципалитетов.
Еще можно зайти на сайт нашего министерства, найти раздел ЖКХ, где есть вся необходимая информация. А на сайте правительства Калининградской области также есть соответствующая информация, надо лишь зарегистрироваться и заполнить форму жалобы. Можно написать и письмо по адресу: ул. Д. Донского, 1, министерство регионального контроля. Желающие могут записаться на личный прием как ко мне, так и к моему заместителю или руководителю департамента жилищного надзора. А на «горячей линии» правительства области вам дадут ответы на более часто задаваемые вопросы по проблемам ЖКХ.
За состояние дворов отвечают УК.
Елена
Серая,
врио министра регионального
контроля (надзора)
Калининградской области:
«Требования к лицензиатам из УК минимальны. При этом каждый член комиссии за неправомерный отказ в выдаче лицензии может быть оштрафован на 50 тысяч рублей».