Текст: Елена Федотова, Андрей Забелкин
Фото: Роман Городко
Как развиваются наши курорты, есть ли план комплексного развития прибрежных территорий и по какому принципу формируется облик городов на калининградском побережье.
Александр Башин,
генеральный директор
архитектурной группы
«Архпроект Групп»,
в прошлом руководитель
Агентства по архитектуре,
градостроению и перспективному развитию Калининградской
области
|
Виктор Пустовгаров,
председатель НП «Балтийская
гильдия градостроителей»,
зав. кафедрой градостроительства, землеустройства и дизайна
БФУ им. И. Канта.
|
Алексей Заливатский,
глава администрации
муниципального образования
Янтарный.
|
Александр Пронин,
пресс-представитель
Калининградского торгово-
строительного холдинга
(застройщик «Раушен-
Амбассадора» в Светлогорске).
|
Скоро начнется курортный сезон. Правительство Калининградской области хочет привлечь в регион миллионы туристов. Но что они увидят на нашем побережье? Уютные европейские города или кварталы, застроенные многоэтажками?
«Поездка на калининградское побережье – это отличная возможность бюджетно посетить Европу, не покидая при этом родных границ. Прибрежные города напомнят вам зажиточные немецкие деревушки, окрестности как две капли воды похожи на знаменитое Рижское взморье» – это выдержка из буклета одной московской турфирмы. Есть ли реальная возможность превратить наше взморье в подобие Рижского или, скажем, Поморского побережья?
Александр Башин: Когда я возглавлял областное агентство по архитектуре и градостроительству, то мы плотно занимались этим вопросом. Была и общая концепция развития прибрежных территорий. Вспомним, например, концепцию «От косы до косы», создание рекреационной зоны на Куршской косе, строительство игорной зоны. Мы обсуждали, что и как должно развиваться в каждом из городов. Рассматривали все объекты, которые могли повлиять на облик курортной зоны. Документов по данной теме было разработано немало. Другой вопрос: как проекты реализуются? Почему все идет не так?
В этой общей концепции предусматривался какой-то единый, дополняющий друг друга облик городов?
Александр Башин: Документы предусматривают, например, этажность, плотность застройки, объемно-фасадные композиции, транспортные вопросы и так далее. Но всегда есть нюансы. Можно, скажем, надеть пиджак «от кутюр», а можно и обычный. Так и здесь: какие применять материалы, сколько вкладывать в отделку, какие использовать цвета – дело частное.
Концептуальное развитие наших городов не соответствует тому, что происходит в соседних странах. Речь идет о Ниде, Паланге, Юрмале, Сопоте, Гдыне. Мы же идем своим путем. Хотя было бы вполне логично взять все лучшее, что есть в тех городах, и реализовать здесь. Почему так происходит – вопрос сложный. Его надо обсуждать большим кругом людей. Это политики, застройщики, общественники, региональные чиновники, муниципалы. В этом вопросе у каждого свой интерес – инвесторы хотят извлечь максимальную прибыль, мэры – сделать города привлекательнее для туристов.
Александр Пронин: Дело всегда в том, какую задачу мы хотим решить. Колорит и гармония – это одна задача. А направить к нам потоки туристов – другая. Одна задача всегда реализуется в ущерб другой. Возьмем Светлогорск. К городу проложили прекрасную трассу, построили театр эстрады под определенные экономические задачи. Это уже влияет и будет влиять в дальнейшем на город – на необходимое количество мест в гостиницах и ресторанах, на количество жилых домов и апартаментов. И в этом случае даже самое благое желание архитекторов застроить Светлогорск малоэтажными зданиями в немецком стиле не поддержат ни власть, ни бизнес, потому что это уже экономически не оправданно. Но есть небольшой, уютный Янтарный, и для него пока возможны другие решения.
Алексей Заливатский: Да, у нас другая задача и другое решение. Янтарный среди всех морских курортов области – город нетипичный, и, по сути, до недавнего времени вовсе не воспринимался как курортный – ни жителями Калининграда, ни жителями «большой» России тем более. Но если говорить о развитии города, то мы находимся в хорошей стартовой позиции. Задача нынешней администрации – не дать испортить город, когда строительный интерес к нему возрастет, а это случится довольно скоро. Благодаря деятельности янтарного комбината появился самый большой в области пляж, и это большой плюс Янтарного.
Какие акценты мы расставляем при формировании облика города? Уже есть утвержденный генплан, есть видение того, чего мы хотим. Мы делаем его визуально приятным для жителей и туристов. Если делаем тротуар, то из клинкерной плитки, если занимаемся отделкой зданий, даже по программе капремонта делаем ее в классическом стиле, возвращаем на крыши «немецкую» черепицу. В центре города разрешаем только малоэтажную застройку – до трех этажей, а в парковых зонах (у нас есть великолепный парк Беккера) запретили строить совсем.
Александр Пронин: Сколько у вас в Янтарном общий номерной фонд? Четыреста номеров? Это ни о чем. Если бы Янтарный собирался привлечь часть туристического потока из России, то уютной трехэтажностью он бы вряд ли отделался. Как только в город придет дорога, на архитектурный облик начнут влиять не власти, не архитекторы, а бизнес.
Но запросы бизнеса тоже можно вписать в общую концепцию развития прибрежной зоны, ведь это уже очевидно – потребность в такой концепции назрела.
Виктор Пустовгаров: Если кто не знает, мы начали заниматься концепцией комплексного развития приморской зоны еще в 90-х годах. Я тогда возглавлял областное управление архитектуры региона. И мы задумались: как можно и нужно грамотно использовать такое богатство не только Калининградской области, но и всей России, как наше взморье? Тогда курортные зоны были лишь на Дальнем Востоке и в районе Сочи. Но, к сожалению, за двадцать лет у нас мало что изменилось. На мой взгляд, еще и потому, что власть постоянно менялась. Скажем, после губернатора Маточкина пришел Горбенко, который только к концу своего срока попытался ввести государственное регулирование на курортных территориях. Мы разработали генеральный план Приморской рекреационной зоны для создания благоприятных условий для охраны уникального природного комплекса Приморской зоны и его рационального использования, и прежде всего — в целях развития туризма. В генеральном плане были также предложения по единой системе управления. Но потом дело вновь заглохло. Уже при губернаторе Боосе кое-что из нашего проекта удалось реализовать – часть Приморского кольца, например.
В генплане мы учитывали специфику всех прибрежных городов и территорий с определенной функциональной составляющей – сохранение объектов культурного наследия, строительство объектов санаторно-курортного назначения, использование привлекательности природного ландшафта. По сути, все это мы соединили в единый комплекс. Но, увы, про это уже все забыли.
Александр Башин: На самом деле ничего не забыли. Программа развивается, но теми темпами, которые позволяет экономика. Концепция была такая: построить Приморское кольцо, объединяющее все приморские города, и в каждом их них – по якорному объекту. На Куршской косе предполагалось развить туристическую зону со строительством нескольких отелей. Из Зеленоградска сделать курорт молодежного характера, если не ошибаюсь, в планах был аквапарк. В Пионерском – яхтенная марина и порт, в Янтарном – игорная зона, в Светлогорске – театр эстрады (этому городу отводилась роль культурного центра).
Александр Пронин: У нас, кстати, туризм остается единственным сектором экономики, который можно реально развивать. После отмены льгот ОЭЗ вряд ли кто-то станет вкладывать
деньги в промышленное производство. А вот инвесторы от туриндустрии из-за курса доллара, проблем с посещением Турции и Египта как раз появятся. И на это всем – и властям, и общественности, и бизнесу – надо делать упор.
Понимаем, к чему вы клоните. К тому, что «стакан», который ваш холдинг собирается возвести на светлогорском променаде, – столь необходимый вклад в будущий локомотив экономики Янтарного края…
Александр Пронин: Без подобных объектов Светлогорск уже не сможет нормально функционировать, быть экономически оправданным курортом. Мы уже вспоминали театр эстрады, который на ближайшие десятилетия станет неким якорем города. На тот же «Голосящий КиВиН» будет приезжать все больше людей, требующих комфортного отдыха. Такие объекты, как «Раушен-Амбассадор», смогут удовлетворить их запросы. А конфликт интересов между властью, бизнесом и общественностью был и будет всегда. Надо искать компромисс.
Александр Башин: Экономика не должна влиять на архитектуру, на развитие того же Светлогорска. И правильно было сказано: дело в поиске компромисса. Но Светлогорск, на мой взгляд, пока еще не испорчен. Он вызывает у большинства туристов положительные эмоции городка, похожего на Сопот, Юрмалу. Светлогорск должен располагать к спокойному отдыху. Это бальнеологический курорт, где люди дышат воздухом моря и сосен. На улицах и в парках должны быть источники с минеральной водой. Все это должно сопутствовать лечению людей, которые живут прежде всего в мегаполисах, таких как Москва, Челябинск или Магнитогорск. В генплане Светлогорска написано: «Бальнеологический курорт Российской Федерации».
Александр Пронин: К слову, в «Раушен-Амбассадор» будут предусмотрены и оздоровительные процедуры.Санаторную программу мы не обещаем, но SPA будет. С учетом короткого курортного сезона важно, чтобы в городе была возможность для полноценного отдыха в любое время года.
Александр Башин: Главное при строительстве новых объектов – не навредить тому, что уже создано. Это соблюдение архитектурно-строительных трендов, норм и размеров. Развивать необходимо, строить нужно. Но вопрос: как строить, в каких формах? Как законодательно закрепить и как это сделать экономически целесообразным?
Виктор Пустовгаров: На мой взгляд, Светлогорск с градостроительной точки зрения значительно подпорчен. Зачем, спрашивается, в исторической части города появились высотные жилые дома? Там же сохранилась уникальная историческая застройка, для которой установлены зоны охраны. Например, в 2005 году город имел нормальный исторический центр, где возможно было строить только отели. А для жилого строительства есть, например, Светлогорск-1, Отрадное.
У нас, к сожалению, есть и такой способ привлечения к нам россиян – жилая застройка нашего побережья. По этому принципу активно развивается Зеленоградск. Жилые кварталы в курортном городе растут, как грибы. Россияне скупают там квартиры, чтобы приезжать к нам исключительно в разгар сезона.
Александр Башин: Зеленоградск скорее превращается в спальный район Калининграда. И это еще одно доказательство того, как изменяющиеся инфраструктурные факторы влияют в том числе и на градостроительную ситуацию. Сейчас по новой трассе из центра Калининграда до Зеленоградска быстрее доберешься, чем до Балтрайона. Поэтому возникает повышенный интерес к застройке многоэтажными «коробками» и покупке в них квартир. Москвичи, конечно, тоже приобретают «летние квартиры» в Зеленоградске, но в меньших масштабах, чем калининградцы.
Получается, погубила старый Кранц дорога?
Виктор Пустовгаров: Правильнее сказать - непродуманность решений. Понятно, что застройка Зеленоградска – выгодный бизнес. Я уже говорил, что нужен единый руководящий центр, полномочия которого позволили бы регулировать градостроительную деятельность и развивать наши курортные города, в том числе в направлении устойчивого развития туризма как экологически безопасной формы использования ценных и уникальных лечебных, природных и культурно-исторических ресурсов.
Александр Башин: Должна быть стабильность. И не только, например, архитектурная преемственность местной власти. А политическая и экономическая стабильность. Мэр должен быть уверен, что бюджет муниципалитета хотя бы в ближайшие десять лет будет стабилен, финансовые кризисы не сократят поток туристов, инвесторы не обанкротятся. Тогда муниципалы и будут думать о поступательном градостроительном развитии своих городов.
Алексей Заливатский: Мы планируем увеличение потока в Янтарный в этом году на 50% по причине закрытия Турции и Египта и в связи с большим количеством невыездных сотрудников силовых структур. Но где уверенность, что завтра не откроют Египет и Турцию? У нас никто и никогда не сможет гарантировать долгосрочность всего того, о чем мы тут разговариваем. У меня задачи сезонные. В этом году, например, мы сделали ставку на пляжный отдых и поставили себе цель получить первыми в России так называемый Голубой флаг. И буквально на днях получили его! Это, по сути, международный сертификат, подтверждающий благоустройство и чистоту пляжа. В мире таких флагов около четырех тысяч, а в России до нас не было ни одного. Хорошие пляжи могут принести городу такую же прибыль, как хорошие отели. Построим парковки, выделим место под кемпинговые зоны...
Виктор Пустовгаров: Нужны долгосрочные программы. Если вспомнить историю, еще Ветрувий в Древней Греции заложил правило архитектуры: польза, прочность, красота. Мы ничего нового здесь не придумаем. Во все времена градостроительство было в приоритете у властей. Был бы Санкт-Петербург таким прекрасным городом, если бы строительством руководил не Петр, а десятки «районных архитекторов», поставив во главу угла экономическую целесо-образность?
Если вернуться к нашим реалиям, то при проектировании того же «Раушен-Амбассадора» архитектурные правила Ветрувия не звучали. Ведь, положа руку на сердце, этот проект именно в этом месте не назовешь гармоничным. Во главу угла ставилась только экономика, так?
Александр Пронин: Если в Светлогорске появится променад, который должен быть в четыре раза шире нынешнего... Если построят 320-метровый пирс, который, как и променад, уже запроектирован... Если появится обещанный властями семидесятиметровый пляж... Если инфраструктурно там изменятся масштабы, тогда проект впишется в эту территорию более чем гармонично, и более того – он, скорее всего, повлияет на архитектурный облик побережья, начнут появляться подобные здания.
Вот отсюда и еще одна беда нашего побережья: застройщики возводят свои проекты при условии многих «если».
Александр Пронин: Так у нас иначе не бывает! Вот мы говорили про Янтарный, как про уютный немецкий городок. А если завтра до него доведут Приморское кольцо, то это будет совсем уже другая история.
Александр Башин: Я скажу про основное «если». Если федеральный центр решит, что Калининградскую область надо развивать, как туристическую визитную карточку России в Европе, только тогда у нас и появится единая долгоиграющая концепция с серьезным вложением средств, как это произошло в Сочи. Иначе сколько бы мы здесь ни говорили, ни называли туризм приоритетным направлением, ни гордились нашим побережьем – так и будем строить со многими «если».