Текст: Елена Федотова
Фото: Виталий Климов
Антон Глушков,
главный архитектор ООО «Акко»
Сегодня сеть велодорог проложена практически по всей Европе. Есть маршрут и вокруг Балтики, который разрывается только на российской территории. Отсутствие велодорожки в Калининградской области заставляет европейских туристов на польской границе загружаться в автобусы и транзитом следовать через нашу территорию до Литвы. Снова оседлать своих железных коней они могут только на литовской части Куршской косы. В результате велотуристы пересекают область примерно за три часа и на автобусе, а это значит, что они не видят наших достопримечательностей, не посещают кафе и рестораны, не останавливаются в гостиницах.
Мы теряем туристов и, следовательно, деньги. В сентябре 2014 года региональное Министерство туризма инициировало строительство велотрассы на территории области и заказало разработку проекта, который заочно получил название «От косы до косы». Официально заказчиком проектирования выступило Дорожно-транспортное управление. В сентябре этого года было заершено проектирование участка велодороги от поселка Приморье до въезда на Куршскую косу общей протяженностью 51 км. На данный момент проект проходит госудаственную экспертизу. Строительные работы начнутся в следующем году, одновременно с ними будет вестись проектирование второго участка пути в противоположную сторону – до Балтийской косы.
Пойдем в обход
– Первый участок велодороги пройдет по территории Зеленоградского и Светлогорского районов и городского округа Пионерский, – рассказывает Антон Глушков, главный архитектор ООО «Акко» – бюро, занимавшегося проектированием. – Основная проблема в том, что в «лихие 90-е» были неграмотно нарезаны наделы, которые сейчас находятся в частной собственности или сданы в долгосрочную аренду. В отдельных местах между ними остались узкие участки муниципальных земель, по которым невозможно проложить какую-либо дорогу. Иногда их вовсе нет. Другие трудные места относятсяк природоохранным зонам. Около трех месяцев наши специалисты провели в лесах и полях, смотрели кадастровые карты, делали топографическую съемку, искали обходные пути, чтобы проложить маршрут. В итоге мы обошли практически все «непроходимые» участки. Там, где это не удалось сделать, земля либо будет выкупаться у собственников, либо будут пересмотрены условия ее аренды. Этим займутся районные власти. Для того, чтобы создать непрерывный маршрут в Зеленоградском районе, будет построено три моста – через реки Забава, Алейка и Мотыль. Это даст возможность беспрепятственно проехать из Зеленоградска в Пионерский. Мосты по проекту рассчитаны на пешеходов, велосипедистов и легкую уборочную технику.
Другая сложность в том, что в Калининградской области, да и вообще в России в целом нет велодорог и опыта их строительства. Те объекты, которые построены в рамках благоустройства, например, Верхнего озера или микрорайона Сельма, несколько самодельные. Туристические велодорожки требуют особого подхода: надо учитывать уклон, вираж, скорость, с которой велосипедист входит в поворот, и прочие аспекты безопасности движения. В российских СНиПах они даже не прописаны. В мировой практике это вседавно изучено и существует, Россия же пока только садится на велосипед.
Поэтому нам пришлось поднимать профессиональные источники с немецкими, польскими и американскими нормами строительства.
Кто и когда?
На сегодняшний день не определены ни даты начала строительства балтийской велотрассы, ни объемы и источники финансирования. Генерального подрядчика тоже нет – он будет назван только после завершения открытого конкурса, который региональные власти намерены провести до конца этого года. Известно только, из чего будут сделаны дорожки: основной материал – асфальтобетон. В местах, где дорога проходит в непосредственной
близости от песчаных дюн, будет уложен плиточный материал без фаски. На основании этих данных можно только предположить, какие калининградские компании смогут выступить в качестве субподрядчиков и поставщиков.
Региональные власти подсчитали примерную стоимость строительства веломаршрута. По словам министра туризма области Андрея Ермака, ориентировочно 1 километр обойдется примерно в 12 млн рублей. Начать строительство предполагается за счет регионального бюджета, затем правительство попытается получить федеральное софинансирование. Еще длиннее Изначально предполагалось, что велодорога вдоль побережья будет намного длиннее и составит 150 км от польской части Вислинской (Балтийской) косы до литовской границы. Также планировалось, что она будет включена в единую маршрутную систему европейского велотуризма. Семь лет назад в рамках европейского сотрудничества был разработан проект строительства велодорожки на Куршской косе протяженностью 48 км. В 2007 году Евросоюз выделил на разработку проектно-сметной документации более 200 тыс. евро. По ряду причин проект застопорился, но есть шансы, что в ближайшие годы он все же будет реализован. Со строительством велодороги на Балтийской косе дело обстоит куда сложнее. В 2014 году польские власти предложили открыть на Вислинской косе пограничный переход для велосипедистов, а по самой косе проложить велосипедную дорожку. Эти предложения были включены в совместную «Стратегию сохранения и устойчивого развития природного, культурного и исторического наследия приграничной территории Литвы, Польши и Калининградской области». Но дальше дело не пошло. Проблема не только в отсутствии источников финансирования, но и в том, что многие земли в Балтийске и на косе принадлежат Министерству обороны, что можно отнести к «преградам непреодолимым».