Председатель совета директоров группы "Вестер" Олег Болычев дал интервью Юрию Хребтову в программе "Бизнес-завтрак" на "Business FM – Калининград". Болычев рассказ слушателям о том, почему в сети "Вестер" внедрена система проверки продукции путем лабораторных исследований, какие еще этапы проверки существуют в сети, а также почему выгодно и невыгодно быть крупным предпринимателем в Калининградской области.
Олег Болычев возглавляет совет директоров Группы "Вестер" с 1990 года. Он также является депутатом Калининградской областной Думы V созыва.
- Олег Николаевич, сейчас в Калининграде работают четыре оператора в области продуктового ритейла. Скажите, какие общие проблемы в этой отрасли существуют?
- Фундаментальный вопрос - это оторванность Калининграда от главной части государства. Какие плюсы и минусы это дает? С точки зрения собственника нам это дает определенные преимущества, потому что ни одна нормальная крупная сеть ради одного миллиона рынка в наш регион не пойдет. Но, с другой стороны, работать здесь невероятно тяжело. Калининградский потребитель хочет видеть российский товар. А российский товар должного качества в Калининградской области производится в минимальном количестве. Крупнейших советских производителей в регионе сохранилось мало, а завести товар российского производства стоит как минимум на 7% дороже, чем купить здесь.
Наш закон о свободной экономической зоне здесь сыграл серьезную роль. Торговля в Калининградской области для частных предпринимателей практически вся - без НДС. Разница в себестоимости товара по сравнению с "большой Россией" составляет от 30 до 70 процентов. Крупным же организациям нужно платить налоги, а "чеписты" налоги не платят. И как бы ты дешево ни получал товар, ты все равно не в состоянии получать его на 70 процентов дешевле. Это и есть специфика работы в Калининградской области, которую потребитель не всегда знает.
- В прошлом году вы выступили инициатором ввода лабораторного анализа качества продукции. Скажите, как это работает, какие результаты? Есть ли положительная динамика?
- Лабораторный анализ - это одна и очень небольшая часть проверок. Это достаточно дорогостоящее дело. Мы внедрили у себя систему защиты качества продукции по наивысшим стандартам, которые существуют в РФ. Это нам стоит около 3 млн. рублей ежемесячно. Около 1 млн. евро мы тратим в год, чтобы добиться того, чтобы плохие бананы или гнилые помидоры не лежали на полке.
У нас также есть три спецгруппы, созданные специально для проверки качества продукции. Все они подчиняются внутренней службе безопасности, а не операционному директору. Служба безопасности, в свою очередь, подчиняется мне. То есть я получаю три источника информации о том, где и что у нас плохо, чтобы это исправить. Для меня есть только один чемпион - покупатель.
Первая спецгруппа проверяет товар перед завозом в магазин. Они смотрят, чтобы товар не был вскрыт, чтобы срок годности не был ниже, чем 80 процентов от указанного на этикетке. Вторая спецгруппа в составе семи человек периодически ходит по всем магазинам и выискивает плохой товар уже на полках: подозрительный, непрезентабельный, с неправильными ценниками. У нас также внедрена система тайных покупателей. Они уже проверяют, как работают продавцы и кассиры.
Лабораторные исследования - это четвертый этап проверки. Мы начали его применять, столкнувшись с недобросовестными производителями. Если тушенка в закрытом виде поступила, ее никак не проверить. То же самое - с молоком и сметаной. Поэтому мы проверяем, и делаем это не за спиной производителей. Мы их об этом предупредили.