19:11
Автор:

Как я привезла с Украины "глаза" и "уши" корабля

Дню военно-морского флота России посвящается
 
Универсальный эсминец
 
В 90-е годы, когда рушилась наша страна, я работала на ПСЗ "Янтарь" инженером по подготовке производства. На заводе тогда долго и мучительно строился головной заказ - большой противолодочный корабль проекта 1155.1 "Адмирал Чабаненко" по классификации НАТО - эскадренный миноносец. По оценке экспертов, это один из самых удачных отечественных проектов – универсальный эсминец. Однако начало серийного производства в 1992 году подорвала горбачевская перестройка и ельцинская политика. Ведь планировалось построить для ВМФ России 10 кораблей. Но "родился" в 1999 году только "Адмирал Чабаненко", спустя семь лет после закладки. Остальные заказы попилили на стапеле новоявленные фирмачи и продали на металлолом, по-моему, в Германию.
 
Ситуация на заводе тогда была патовая, государство прекратило финансирование военного кораблестроения, зарплату людям не платили месяцами. А тут еще вокруг нас возникло тройное кольцо границ, поэтому поставки комплектующих и оборудования из Украины шли со сбоями, а то и вовсе прекращались. Такая история случилась с радиолокационной станцией для "Адмирала Чабаненко", это, образно говоря, "глаза и уши" корабля.
 
На "Протоне"
 
Станция на пять лет зависла на украинской таможне, ее надо было оттуда выкупить, провести проверку систем, а при необходимости - отремонтировать. Меня, как человека, имеющего близкие родственные связи на Украине, отправили в командировку по железной дороге. Начальство строго наказало без РЛС в Калининград не возвращаться. Расчет командировочных давался на неделю, надеялись, что этого времени вполне хватит для решения всех вопросов. Встречали меня родственники на вокзале в Люботине в пригороде Харькова, встречали очень тепло, еще бы, своя кровь! Тетушки мои работали на кондитерской фабрике, поэтому жизнь моя на Украине с детства была в шоколаде.
 
И началась сладкая жизнь! Ее не могли омрачить даже неурядицы по работе. Вокруг все благоухало, цвели сады, жарило солнце, эх, божественная Украина! Шефство надо мной взял мой двоюродный брат Славик. С ним мы и поехали на Харьковский радиозавод "Протон" искать РЛС. И по сей день это предприятие является основным на Украине и одним из ведущих в Европе производителем и разработчиком современной сложной радиоприёмной, навигационной и анализирующей аппаратуры, аппаратуры радиоконтроля, радиомониторинга и специализированной радиосвязи.
 
До 2002 года предприятие входило в состав "Харьковского производственного объединения "Протон" (ХПО "Протон"). В советское время в ХПО "Протон" входило также Центральное конструкторское бюро (ЦКБ), которое занималось, в частности, разработкой и обслуживанием систем электроники подводных лодок и военных кораблей. ЦКБ было расформировано из-за отсутствия заказов.
 
Руководство "Протона" меня удивило. Во-первых, станции не было на предприятии. Она была на таможне и пролежала там, в нерастаможенном состоянии, целую пятилетку. Во-вторых, чтобы ее довести до ума, требовались высококлассные специалисты, а они находились в бессрочных отпусках и занимались мелкой коммерцией. Спецов надо было найти и заинтересовать материально. А денег на все про все у меня было в обрез. На таможне выкатили баснословную сумму за хранение груза и его растаможку. Пришлось экстренно звонить на "Янтарь", докладывать обстановку и требовать дополнительных финансовых вливаний. Деньги рублевой наличностью мне передали через харьковских проводников-железнодорожников. Тогда еще поезда из Калининграда на Украину ходили регулярно.
 
Наконец, спустя месяц операция по ремонту и наладке сложной техники была завершена в лучшем виде. Теперь надо было доставить груз домой. Если с пересечением украинской границы проблем не было, то на литовской границе они могли запросто появиться. Литовцы тогда уже сдружились с Западом и мечтали о вступлении в НАТО. Посему РЛС для отвода глаз на "Протоне" мне запаковали в крепкую, сверху картонную упаковку, в каких продавались телевизоры "Горизонт". Меня провожали на вокзале со слезами на глазах, пришла вся родня и "протоновцы", с которыми за месяц совместной работы был налажен дружественный контакт.
 
Коробку с РЛС задвинули под столик в купе, в другое место она не помещалась, а сдавать в багаж - угробить высокоточную технику и пустить насмарку всю проделанную работу. Моим соседом оказался литовец. Крайне любопытный тип до самой белорусской границы пытался допытаться, что я везу в такой коробке. Чтобы парень отстал, сообщила, что везу крокодиловые яйца в Калининград на выведение и продажу (тогда пошла мода на экзотическую живность). Мне же повезло – ценный груз для БПК "Чабаненко" был доставлен в Калининград. Корабль все-таки достроили и сдали российскому военно-морскому флоту. Честное слово, до сих пор приятно вспомнить. Радует и то, что "Адмирал Чабаненко" несет боевую службу на Северном флоте и способен выполнять сложнейшие задачи для обеспечения обороноспособности великой России!
 
Порошенко и газовые турбины
 
Вспомнить о том давно забытом деле заставила нынешняя обстановка на Украине. Эта славянская республика с советских времен - крупнейший поставщик оборудования оборонного и двойного назначения для военно-промышленного комплекса нашей страны. Но последние трагические события привели к тому, что поставки продукции для наших оборонных предприятий прекращены по приказу украинского президента Петра Порошенко.
Больше всего этот запрет бьет по Объединенной судостроительной корпорации, которой требуются для оснащения строящихся военных заказов морские газотурбинные двигатели. Эти установки производит предприятие "Зоря-Машпроект" в Николаеве. Ими оснащаются все наши новые корабли ближней и средней океанской зоны. Более того, в мире такие двигатели кроме украинцев делают еще только две компании — американская GE и британская Rolls-Royce. В частности, Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь" может остаться без газотурбинных установок, которые поставлялись по контрактам. Ранее, до начала второго майдана в Киеве, "Янтарь" получил газотурбинные двигатели для строящихся фрегатов проекта 11356.
 
Напомним, что по государственному оборонному заказу "Янтарь" должен выпустить шесть фрегатов проекта 11356 для Черноморского флота. Это фактически такие же корабли, как те, что мы строили для ВМС Индии. Но поскольку теперь фрегаты строим для себя, то "Зоря-Машпроект" прекратила нам отгрузку турбин.
 
"Официально украинцы исполнять контракт не отказываются, но сроки поставок двигателей для второго фрегата уже сорваны и никаких комментариев от Украины по этому поводу нет, - пишет журнал "Эксперт". - Первый фрегат, "Адмирал Григорович", был спущен на воду в середине марта этого года и сейчас проходит конструкторские испытания. Остальные пять кораблей находятся в разной степени строительства, но ясно, что если "Зоря-Машпроект" так и не выполнит контракт, то все эти фрегаты превратятся в очень дорогой металлолом".
 
Ясно, что прекращение поставок продукции предприятия "Зоря-Машпроект" в Калининград плохое дело. Через подобный кризис мы уже проходили в "лохматые" девяностые, тогда срывались поставки от украинских контрагентов. Спасало то, что Украина была для нас, безусловно, дружественной страной…
42