19:07

Брусчатка преткновения

  1. Новости

Ну-с, дорогие мои земляки, вот и добрались, наконец, наши власть имущие до старой  немецкой брусчатки! Нет, ее и раньше исподволь выковыривали с городских улиц. Но чтобы вот так - загодя представив внушительный список магистралей, которые планируется "переодеть"...

Что ж, примем это как данность. А вот что касается реакции на планы властей, то тут меня лично, признаюсь, обуревают совершенно противоположные чувства. С одной      стороны, прожект вполне подпадает под условия древней русской пословицы "Снявши голову, по волосам не плачут". То бишь, фактически полностью утратив за последние 65 с лишним лет старый Кенигсберг, сравнительно легко можно смириться и с тем, что исчезнет и последняя видимая его составляющая - оригинальное дорожное покрытие.

В самом деле, булыжная мостовая на фоне "хрущевок", "брежневок", да и зданий более поздних эпох смотрится несколько странно даже для привычных к подобной эклектике коренных калининградцев. И когда вместо доброго обработанного камня под окнами горожан ляжет модерновый асфальт, общая картина приобретет, наконец, необходимую завершенность.

Однако что-то мешает так вот спокойно смириться с неизбежностью и удержаться от соблазна в очередной раз попытаться "раскачивать лодку". Ну, или галеру, если хотите. Во-первых, я живу в этом городе всю свою сознательную жизнь и брусчатку воспринимаю не столько как экзотику, сколько в качестве естественной составляющей с детства привычного пейзажа. Субъективно, не спорю, но имеет право на существование.

При этом вопли и сопли рьяных автолюбителей меня абсолютно не трогают. Что более губительно для подвески "железных коней" - булыжники брусчатки или ямочный ремонт асфальта, еще нужно доказать. Ну а смешные пассажи насчет сохранности женских каблуков-шпилек - это и вовсе, как любит выражаться один из моих многочисленных редакторов, "разговоры в пользу бедных".

Во-вторых, опять-таки, необходимо еще тщательно исследовать экономическую целесообразность такой замены. На мой взгляд, брусчатка может быть куда долговечней и удобней асфальтового покрытия. Если, конечно, соблюсти два вряд ли выполнимых в отечественных реалиях условия: правильно уложить камни и в дальнейшем регулярно за такой мостовой ухаживать.

Третье соображение, заставляющее усомниться в правильности "асфальтизации", связано с неоднократно декларированными намерениями городских и областных властей всячески беречь историю города - точнее, то немногое, что от нее осталось. Амбициозные прожекты типа восстановления Кенигсбергского замка или целых поселений Альтштадт и Кнайпхоф как-то не вяжутся с намерениями одновременно ободрать злосчастную брусчатку там, где она еще сохранилась. В Европе, мнением которой мы на словах теперь склонны дорожить, такие действия вряд ли найдут понимание. Ездили - знаем.

И лишь одно обстоятельство во всей этой истории может оказаться действительно решающим. Мудро желая избежать особенно нежелательных в текущем моменте стихийных акций протеста, власти заверили, что прислушаются к мнению рядовых горожан на означенный счет. Ситуация примерно та же, что с недавно прошедшими думскими и вскоре предстоящими президентскими выборами: хочешь, чтобы было по-твоему - оторви известную часть тела от дивана (хотя даже этого, в принципе, не требуется) и проголосуй.