11:42

Калининградский юрист Константин Богданов- Закон о полиции - исторические параллели

  1. Новости

Должно быть, неизбывное желание перевернуть ещё одну страницу собственной истории, сбросить с себя груз прошлого, отряхнуть пыль с колен и смело зашагать в неизведанное будущее, владело высокими чинами из МВД, когда они приступали к разработке законопроекта о полиции.

Потому что репутация ведомства, которым руководит министр Нургалиев, не просто подмоченная, она, можно сказать, совсем никакая. С такой репутацией дальше полосатого шлагбаума, с автоматчиками и колючей проволокой по периметру, обычно не пускают.

С принятием нового закона о полиции и соответственно с переименованием милиции в полицию, милицейские начальники наконец-то получат бесценный карт-бланш.

Отныне шквал критики МВД со стороны СМИ сменится прочувствованными комментариями на тему: как трудно реформаторам в полицейских погонах бороться с пережитками милицейского прошлого; да есть ещё отдельные трудности, но они вызваны несовершенством отдельных положений нового закона о полиции, которые требуют доработки; перемены в рядах полиции, несмотря ни на что, идут быстрыми темпами, и т.п.

Просто гениальный ход, позволяющий избавить кучу людей в милицейском руководстве от ответственности за беспредел и коррупцию в рядах МВД.

О реальной реформе в системе МВД, связанной с кардинальным пересмотром структуры, численности и функций милиции, придётся надолго забыть. Потому что такая реформа одной лишь сменой вывесок на фасаде милицейского ведомства не исчерпывается. Нужны детально проработанные концепции, расчёты, исследования независимых специалистов. Ничего этого сейчас применительно к МВД нет и в помине.

Ещё один момент, не получивший должного отражения в ходе обсуждения законопроекта о полиции.

В законопроекте прослеживается чёткая тенденция на централизацию органов внутренних дел, на сосредоточение функций по обеспечению деятельности правоохранительной системы в руках федерального центра. «Полиция является составной частью единой централизованной системы федерального органа исполнительной власти», – сказано в законопроекте. Авторы и сторонники законопроекта, включая президента, стыдливо обходят этот действительно очень важный момент, предпочитая отделываться фразой о том, что такая централизация носит временный характер. По словам президента, часть функций полиции через 10-15 лет вновь будет передана на муниципальный уровень.

(То же самое когда-то говорили наши кремлёвские небожители по поводу отмены губернаторских выборов. Мол, надо нам ещё немного дорасти до права самим себе выбирать губернаторов).

Для чего нужна такая централизация полиции, догадаться нетрудно.

Некоторые исторические параллели напрашиваются сами собой. М.Т. Лорис-Меликов, министр внутренних дел при дворе императора Александра II в своём докладе в январе 1881 г. прямо обосновывал необходимость реформирования полиции задачами борьбы с крамолой. Требовалась более эффективная репрессивная политика, направленная на подавление зреющих в стране революционных движений. Только с объединением разных видов полиции, по мнению министра, «представится основание рассчитывать на возможность дружного действия всех полицейских чинов в данной местности, а следовательно – и основания рассчитывать на достижение тех результатов, которые так необходимы для предупреждения и раскрытия преступных действий».

Всё предельно ясно и откровенно.

Царский министр, нисколько не стесняясь, говорит о том, что главная цель предлагаемой им полицейской реформы – борьба с недовольными, которых день ото дня становится всё больше.

Отчего бы и авторам нынешнего законопроекта о полиции не рассказать откровенно об истинных мотивах своего законотворчества?

Ничего кроме очередного властного лукавства в этом законопроекте не вижу.

Потому как усиление функций полиции, чего так добиваются авторы законопроекта, в наших условиях неизбежно обернётся произволом государства по отношению к собственным гражданам.

Предложение президента выдавать будущим полицейским специальные жетоны уже вызвало нервные смешки среди пользователей интернета.

Пора бы уважаемому президенту знать, что сотрудники патрульных служб милиции, согласно действующему законодательству, просто обязаны выходить на дежурство со специальным номерным жетоном, который красуется на их груди. А жетоны, наподобие американских, насколько мне помнится, носили сотрудники давно почившей в бозе налоговой полиции.

Способствовали ли такие жетоны повышению раскрываемости налоговых преступлений – вопрос из разряда идиотских.

Постскриптум.

У нас действует очень хороший закон о милиции.

Осмелюсь сказать, что он полностью соответствует высоким европейским стандартам соблюдения прав человека. Однако милиция как лупила народ дубинками, так и продолжает лупить. Значит, дело не столько в законе, сколько в правоприменительной практике. А вот с этим, то есть с повседневной работой всех звеньев правоохранительной системы, у нас полный завал. Вот где действительно непочатый край работы, обширное поле для разного рода правовых нововведений, но пока, похоже, президенту с премьером до этого нет дела.

Эта статья, размещенная в блоге Константина Богданова на сайте "Эхо Москвы": публикуется с разрешения автора.