19:15

Учителя можно унизить- ударить- уничтожить

  1. Новости

Этот текст специально для "Клопс.Ru" написал молодой учитель истории Роман Киндерись. Его уволили из школы за то, что дал подзатыльник оскорбившему его ученику. Роман подал апелляцию в суд. До сих пор идет разбирательство.

"Я не хочу ни с кем сводить счеты, мало того – я надеюсь вернуться в школу", - говорит Киндерись. Мы попросили его высказаться о ситуации в современной школе. 35-й лицей стал иллюстрацией текущего положения вещей.  

Молодые специалисты

Пару лет назад в одной из местных газет была статья, где с горечью признавалось, что молодые специалисты не идут работать в школу. Одно из первых мест в списке "гиблых" профессий тогда занимали историки. Сейчас ситуация переменилась. Из 30 выпускников истфака 2008 г. в школе ныне работает одна треть, и в основном это парни. По официальным данным, за 2 года их число увеличилось со 100 до 270 человек.

Повсеместная реклама школьной реформы, того, что власти наконец-таки озаботились проблемами школы, сыграла свою роль. Но сколь долго сохранится эта положительная тенденция?

Молодому специалисту полагается в течение трех лет 40-процентная надбавка к зарплате. Работая на ставку (20 часов в неделю), я получал 10 000 р., реально, без надбавки, - 7 000 р. Вот зарплата молодого специалиста через 3 года. Грузчик или сторож - профессии куда более высоко оплачиваемые. Сколько из этих 270 человек останется в школе через 3 года? Конечно, на их место придут новые, потом опять, и так без конца. Очень удобно работать по принципу котельной – уголь использовать, а шлак выбрасывать.

В конце августа 2008 года вместе со мной в 35-й лицей пришло 4 молодых учителя. На первом же собрании школьная администрация говорила о том, как рада нас видеть в дружном коллективе лицея, обещая всемерную отеческую помощь и поддержку. А мой более опытный сосед-историк сказал, что, по-видимому, нас здесь сожрут…

Однако вскоре выяснилось, что дружного коллектива в лицее нет. Учителя, малыми группами закрывшись по кабинетам, обсуждают те или иные действия администрации, не рискуя высказать недовольство самой администрации. И это неудивительно. В августе 2009 года на педсовете было заявлено: "У нас за лето на каждое место скопилось по 2-3 кандидата". То есть читай – "недовольны – пошли вон". Что, впрочем, позже и прозвучало, только эзоповым языком.

Вообще, язык Эзопа очень популярен в современной школе. Именно таким языком, а также беспочвенными придирками, обвинениями в амбициях весной 2009 года вынудили уволиться историка, предсказавшего, что "нас здесь сожрут", а осенью – двух учителей иностранного языка. Автора также неоднократно вызывали к завучам, предъявляли претензии: "не те" оценки, однообразное проведение уроков, неиспользование компьютерной техники. Обещали не продлить трудовой договор, намекая на увольнение по собственному желанию, но я продолжал работать.

В чем же причина подобного отношения администрации лицея к молодым специалистам? Почему, говоря словами С.А.Есенина, "ты меня не любишь, не жалеешь…"?

Из того, что в школу ринулись молодые специалисты, в 35-м лицее сделали выводы, только какие-то своеобразные. Вместо того чтобы подбирать людей ответственных, принципиальных, любящих свое дело, приучающих учеников, что тройка - это тоже оценка и ее надо заработать, администрация использует желание молодых специалистов работать в школе как способ давления на педагогический коллектив, демонстрируя приверженность принципу лучшего друга всех физкультурников – "У нас незаменимых нет".

Отдается предпочтение тем, кто готов поступать в угоду администрации по принципу "жираф большой – ему видней…".

Кто готов взять неоплачиваемую нагрузку в виде создания школьного музея - только потому, что это давняя голубая мечта директора, или выйти на работу до окончания отпуска по прихоти последнего, как будто так и надо.

Готовых ставить оценки, чтобы не портить успеваемости школы, и не важно, что они не отвечают реальному уровню знаний, главное ведь отчетность.

Готовых выбивать с родителей деньги на ремонт, хотя у нас бесплатное образование.

Готовых терпеть, когда их по 5 раз на дню вызывают в приемную директора, заставляют ждать, а потом не принимают.

Готовых терпеть авторитетнейшее вмешательство завуча-математика, указывающего, как тебе вести уроки истории и обществознания.

А если тебя что-то не устраивает или ты посмел вслух высказать свою критику школьной администрации, тебе предложат уволиться по собственному желанию или найдут способ уволить по статье. Прав, тысячу раз прав учитель из Самары, тоже, кстати, историк Николай Елизаров, что "независимо думающие учителя не нужны школе…".

Однако молодых специалистов ждут с распростертыми объятиями в школах города, не иссякает их поток и в 35-м лицее. С августа 2008 по май 2009 там сменилось 5 учителей истории: по штату положено 4 - 125-процентное обновление!. Вряд ли это указывает на хороший климат в школьном коллективе, грамотность и продуманность действий школьной администрации.

О рейтинге школ

От места школы в рейтинге зависит, получит ли она дополнительное финансирование. А зависит это от многого: от успеваемости, от того, как школа выступает на олимпиадах, состояния кабинетов и пришкольной территории, степени охвата горячим питанием учащихся и пр. Задумка, заставить школы ломать копья за место в рейтинге, бороться за каждый балл, конкурировать и становиться лучше кажется правильной, но только на первый взгляд.

Борьба за рубль заставляет школы забыть об их истинном предназначении: воспитывать, давать знания, умения и навыки. Когда же все мысли о рейтинге, а точнее - о деньгах, невозможно требовать, чтобы школа стала храмом, а образование – религией третьего тысячелетия, как об этом мечтает профессор педагогических наук С. Б. Гершунский.

Интеллигенция, а школьные учителя относятся именно к ней, - призвана в любом обществе выполнять просветительскую функцию. В России она уже лет 20 ее не выполняет. В 90-е - потому что было не до этого: нужно было выбирать, либо просвещать и умирать с голоду, либо как-то крутиться. Сегодня - потому что учителей рассматривают как наемных работников, оказывающих населению услугу в виде образования. А образование и просвещение – это разные вещи.

Соревнование, цель которого – деньги, не сулит школе ничего хорошего. "Разделяй и властвуй" - вот главная цель правительства. Сначала разделили общество, одним дав деньги, а другим - нет. Теперь по такому же принципу разделяют учителей и врачей. И действительно - из всех школ лишь 25 первых в рейтинге получают дополнительное финансирование. А остальные как будто не в России находятся или обучаются там граждане другой страны, чьи родители в государственный бюджет налогов не платят.

И вот по городу начинают гулять слухи, что эта школа "хорошая", а вот эта "плохая". "Происходит перераспределение детей в школах, - читаем в интернете, - умные и способные сбиваются в одни, противоположные - в другие". Учителя первых 25-ти в рейтинге школ получают одну зарплату, учителя прочих - другую. В этих 25 школах есть возможность закупать необходимое оборудование, в других этой возможности нет. Начинается текучка педагогических кадров, когда в одни школы стремятся попасть, а в другие не пойдут ни за что. И ответьте, сможет ли в итоге школа, не вошедшая в число первых 25, вдруг взять и попасть в число получивших дополнительное финансирование? Вот и получим в итоге школы для бедных и для богатых, для элиты и для сами знаете кого.

Изобретатели рейтинга справедливо рассудили, что куда проще, а главное - дешевле бросить кость 25 школам и тем достичь двух целей: Первая цель – популистская: дескать, смотрите – власти наконец-то вспомнили о школе. Вторая – расколоть школу, чтобы получающие дополнительное финансирование образовательные учреждения стали самыми горячими точками этой системы.

Существует масса ухищрений, которые используются школьной администрацией для зарабатывания баллов.

Редкий педсовет в 35-м лицее не начнется с обсуждения места в рейтинге и указаний, как в нем повыше вскарабкаться. Осенью 2008 года вторая смена была ни с того ни с сего переведена в первую, потому что наличие второй смены отрицательно сказывается на рейтинге. И неважно, что это могло отрицательно сказаться на успеваемости детей, привыкших заниматься во вторую смену. Важны баллы.

Осенью 2009 года на педсовете учителям категорически было запрещено отмечать отсутствующих в журналах. Потому что большое число отсутствующих снижает рейтинг. Как говорил в свое время Фидель Кастро: "Революционер, стремясь поскорее приблизиться к цели, испытывает большой соблазн приблизить цель к себе". Революционеры из лицея № 35 избрали именно этот путь. Их смущало большое число отсутствующих, они перестали их отмечать – и посещаемость стала абсолютной. Следующим шагом, очевидно, станет отмена понедельников, как поет герой А. Миронова.

Вместе с тем, выставлять в журналах позволено только угодные администрации оценки. Ни родители, ни комиссия, заглянув в журнал, не найдут там правды. Так что ныне классные журналы в 35-м лицее служат одной цели – развитию мускулатуры старост, которые их носят.

Еще один способ отбить пару баллов – ремонт кабинетов, и тут фантазия школьной администрации не знает границ. Застелить линолеумом полы во всех классах, даже в тех, где он еще в удовлетворительном состоянии. Зачем? Затем, что "полы – это лицо кабинета, и на них в первую очередь обращает внимание комиссия, присуждающая баллы", - ответит вам завуч. И тут же на педсовете отдаст приказ, естественно, устный - усилить давление на родителей. Заменить обои на штукатурку под предлогом улучшения пожарной безопасности – пожалуйста! Установить в кабинете завучей телевизор с пол окна - пожалуйста! Только зачем он там?

Переписывают журналы в конце года, чтобы можно было подправить итоговые оценки, в том числе в аттестатах. Это легко проверить: журналы от начала до конца заполняются одним почерком.

А если школе все же не удается попасть в число первых в рейтинге, администрация, помня, что ученика приравняли к рублю, начинает набирать желающих со всего города. Что это за ученики, думается, пояснять нет нужды. Вот и в 35-м лицее в иной год лишь один 9 класс, с числом учеников менее 20 человек, а на следующий, глядишь, - 3-4 десятых класса, забитых под завязку…

Бюрократизация и информатизация

Если раньше учитель в начале учебного года должен был располагать двумя вещами: планами-конспектами уроков и календарно-тематическим планом (таблица в 4 столбца). Последний, к примеру, по истории для 7-го класса, умещался на 2 листах. С того же года он был заменен на программно-тематическое планирование и вырос до 10 и более листов.

Подобными объемами бесполезной бумажной рутины не могла похвастаться даже всеми ругаемая советская бюрократия, и уж по крайней мере, она не стремилась превратить в свое подобие школу и учителей. Сегодня вместо того чтобы работать с детьми, учитель работает с бумагой.

Чиновники от образования очень полюбили слова "инновации", "интерактивное, мультимедийное оборудование" - они сыплют этими понятиями, как мусором из дырявого мешка. Это напоминает, как сказал бы Цицерон, "форменное бешенство". Непонятно, почему на компьютерную технику и уроки с ее применением смотрят как на панацею. В ряде школ учителей финансово стимулируют проводить занятия с ее использованием. Любой такой урок удостаивается наивысшей оценки со стороны школьной администрации, вне зависимости от его реального КПД. Потому что потом можно будет доложить – у нас такая передовая школа! Наверху оценят, отблагодарят.

Да, использование компьютерной техники повышает наглядность и отчасти позволяет заинтересовать, но не более того. Причем последнее не ведет автоматически к росту интереса к предмету: дети просто знают, что на этом вот уроке они снова будут нажимать на кнопки. Они интересуются компьютером, а не предметом.

Мне приходилось присутствовать на нескольких уроках с использованием такой техники. На одном из них, уроке географии, учитель пол урока объяснял, что следует делать параллельно, ведя малоинформативный диалог с классом. Пол урока учащиеся составляли презентацию в виде своеобразной рекламы природы Дальнего Востока для привлечения туристов. Сложилось впечатление, что это был урок информатики с элементами географии.

Заключение

В скандальном сериале "Школа" показаны три мира – мир учителей, мир учеников, мир родителей. В стороне остались еще два - школьных чиновников и школьной администрации.

Из этих пяти миров самый незащищенный – мир учителей. Кого можно обвинить, обругать, обозвать, пнуть? Учителя. Кто не сможет ничем ответить? Учитель. Кто всегда крайний? Учитель.

"Прошли времена, когда с учителями здоровались снимая шляпу, - читаем в интернете, - сейчас их повсюду преследует презрение. Презрение чиновников – мол, опять просят деньги. Презрение со стороны представителей других профессий – неудачники. Презрение со стороны родителей. И… детей, все это видящих".

Школа не будет защищать учителя, если родители подадут в суд на него. Не будут этого делать и вышестоящие школьные бонзы. Гораздо проще, легче, а главное, безопаснее для самих себя, устраниться из этой конфликтной ситуации. Школа встанет на сторону родителей. "Падающего толкни", - завещал Ф. Ницше.

Подобное отношение к учителям порождено их совершенной незащищенностью перед законом и разрозненностью. Давно назрела необходимость решить эту проблему и создать всеобщий профсоюз учителей, который бы работал, а не значился на бумаге. Который бы проверял каждый случай привлечения учителя к суду, каждый случай увольнения, оперативно реагировал бы на поступающие от педагогов жалобы и обращения и, если требуется, вмешивался и защищал их. Чтобы школьная администрация сильно подумала, прежде чем увольнять неугодного учителя. Чтобы недобросовестные родители, подавая в суд на учителя, заранее знали, что будут иметь дело не с одним человеком, а с профсоюзом.

Или другой вариант. Многие понимают, что учитель бесправен, а ситуация в школе ненормальна. Причем это люди самого разного достатка, рода деятельности, возраста и в т.ч. партийной принадлежности. Так почему бы всем тем, кому не безразлично то, что происходит в школе, не объединиться в рамках общественного движения и не попытаться внести свой вклад в это нелегкое дело.

Но кто будет всем этим заниматься?

Ведь все мы так заняты…