17:20

Право с мотором

  1. Новости
Недавняя трагедия возле посёлка Сокольники, где при катании на квадроцикле на пляже погиб ребёнок, и лихая молодецкая удаль директрисы одной из калининградских турфирм, проехавшейся 9 мая на джипе по пляжу Балтийска и выложившей фотографии этого дела в Фейсбуке, - явления одного порядка.
 
 
Те самые "фоточки" из Фейсбука. Девушке хватило ума (или осторожности?) убрать пост через некоторое время. Но скриншты остались у многих
 
Понятно, что отец ребёнка, не имевший навыков управления транспортным средством и, скорее всего, соответствующих документов (для квадроцикла требуется удостоверение тракториста-машиниста и паспорт самоходной машины), заплатил за это самую высокую цену: он потерял сына и, скорее всего, будет привлечён к уголовной ответственности. Бизнес-леди же отделается лёгким испугом и негодованием сетевых пользователей. А если и будет привлечена к ответственности, то отделается штрафом в пять тысяч рублей. Но повод для обоих правонарушений была предельно простой - уверенность в собственной безнаказанности.
 
Ну помилуйте, кто из сотрудников Ростехнадзора в здравом уме и трезвой памяти будет проверять документы на собственность и право вождения самоходных машин на пляжах региона? А если даже и будут, то явно в рамках какого-нибудь пиар-месячника, выглядя при этом весьма и весьма комично и вызывая недовольство самих водителей. "Как так, - сказал бы тот самый водитель, будучи пойманным за десять минут до трагедии, - я работаю в автосервисе, пятнадцать лет гайки кручу, и вы меня на какой-то бюрократии поймать хотите!" И в интернет бы выложил, собрав кучу комментариев на тему "злые бумагомараки придираются к честному труженику, на коленке перебравшему квадроцикл, купленный на трудовые доходы".
 
Но случилась трагедия. И пока оказывается, что причинами трагедии были неисправность транспортного средства и неопытность водителя.
 
Другой пример не менее известный - пьяный водитель насмерть сбил неподалёку от пешеходного перехода двух молодых девушек. Теперь ему грозит до девяти лет лишения свободы. Трагедия в семьях девушек, трагедия в семье самого пьяницы-водителя: непутёвый сын-повеса к сорока годам так и не обзавёлся женой и детьми, и все богатства окажутся бессмысленными. Причина та же самая - уверенность в собственной безнаказанности.
 
Тот, кто боится ответственности (моральной ли или перед государством), не сядет пьяным за руль. Тем более что такси нынче доступно всем слоям населения, в любое время дня и ночи можно доехать в любую точку города и области. Но это ж "беспонтово", а "понтово" - ехать пьяным, это значительный символ статуса, показатель того, что водитель обладает солидными деньгами или связями, позволяющими вести себя безнаказанно.
 
Сколь противными кажутся потуги отдельных личностей изображать свою непогрешимость! Особенно ценятся родственники или друзья в ГИБДД, куда можно позвонить прямо в присутствии остановившего инспектора и барским движением дать ему трубку: "Говори!", после чего быть отпущенным на все четыре стороны, вместо того чтобы отправить за решётку и самого звонившего, и его "высокого покровителя". Или - путём общественного резонанса - испортить карму всем подобного рода "звонильщикам". Причём звонок, показывающий "крутость" звонящего, порой делается из-за какой-то мелочи вроде непристёгнутого ремня безопасности. И правда - зачем пристёгиваться, если есть дядя в управлении или удостоверение чиновника в кармане? Неужели для того, чтобы в аварии не убило? Не "круто" же! Вы ещё тонировку запретите!
 
Но законы (в идеале) пишутся не для того, чтобы собирать штрафы или вводить бессмысленные трудности, а для того, чтобы тем или иным образом пытаться регулировать общественные отношения. Если жизни людей угрожает пьяная езда - то её запрещают. Если технически неисправный квадроцикл не должен управляться человеком без прав - за это вводят ответственность.
 
Если пляж с кварцевым песком (кстати, большая редкость по мировым меркам!) страдает от езды по нему на машине - то общество имеет право привлекать нарушителей этого запрета к тем или иным видам ответственности. Не государство (как порождение общества), а именно само общество - причём вне зависимости от того, поймал сотрудник ГИБДД пьяного водителя или не поймал и установлен ли какой-нибудь штраф за езду по пляжам с флагами и криками. Штраф - это дело последнее. Его, равно как все иные виды наказаний, не надо воспринимать как плату за возможность нарушения принятых правил поведения (что приводит к постоянному увеличению штрафов по поводу и без повода), а прежде всего - как индикатор того, что нарушитель является таковым, что он - лицо ненадёжное, к которому должна быть иная степень доверия.
 
Почему за рубежом остановленный пьяным министр теряет всё, а у нас в этом случае теряется сам инспектор, а друзья министра дружно смеются над тем, как именно он перепутал машины, которые имеет право останавливать? Почему в России для проверки "спецпропусков" на дорогу должен выйти лично начальник ГИБДД страны, в то время как остальные инспекторы стараются подобного рода машины просто не останавливать. Понятно, что пропуск незаконный, а может, там чей-нибудь племянник внутри сидит?
 
Ясно, что в нашей стране культурные и обеспеченные слои общества не всегда совпадают, причём зачастую вторые не стремятся попасть в первые, а просто считают их неудачниками или "не умеющими устраиваться в жизни". Это видно как по маркам автомобилей на дорогах и стремлению к "спецномерам", так и по статистике показного беззакония, которое мы можем наблюдать не только в социальных сетях, но и в жизни.
 
Социальная аномия (по-русски "беззаконие") наступает с мелочей, вроде непристёгнутого ремня безопасности или недозатянутой гайки на колесе, но платить за неё зачастую приходится кровью.