16:00

Семиты, антисемиты, русофобы: почему так часто меняются представления о поляках

  1. Новости
Недавно, когда я был в Словакии, житель этой прекрасной страны сказал, что, по его мнению, все поляки – евреи. Я немного посмеялся про себя, потому что автор высказывания не догадывался, что я поляк, однако через некоторое время начал задаваться вопросом, а почему соседние народы нас, поляков воспринимают как евреев? Здесь следует добавить, что неоднократно подобные заявления я слышал из уст россиян, украинцев и белорусов.
 
Почему они так о нас думают?
 
Тема довольно актуальная хотя бы из-за недавних обвинений главы американского ФБР, касающихся польского антисемитизма во время войны.
 
В современной Польше действительно существуют ведомства и организации, в  которых каким-то загадочным образом сотрудниками являются сплошь потомки царя Давида. Примером здесь может быть наш МИД, некоторые поляки в шутку называют его министерством иностранных дел в Польше. Но это так, к слову.
 
История евреев в Польше насчитывает сотни лет. Вот что по этому поводу говорит Википедия: "Король Казимеж III Великий считается протектором евреев в Польше. В 1334 году он освободил евреев из-под юрисдикции немецкого права, и с этого времени еврейские муниципалитеты стали непосредственно подчиняться королевским судам. По решению Казимежа Великого, защищающего безопасность и интересы евреев, Польское королевство стало убежищем для семитских народов, изгнанных со всей Европы. Со времен основания Королевства Польского, с помощью созданной в 1569 году Речи Посполитой, вплоть до периода бедствий, войны, восстания Хмельницкого и шведского нашествия в XVII веке, Польша была одним из самых толерантных государств Европы, стала домом для одной из крупнейших и наиболее динамично развивающихся еврейских общин. Не случайно также современники называли тогдашнюю Польшу раем для евреев, а краковский раввин Моисей бен Израель Иссерлес, живший в XVI веке, подчеркивал, что если Бог не дал бы Евреям Польшу в качестве укрытия, судьба Израиля была бы действительно невыносимой".
 
В течение столь длительного периода население еврейского происхождения в Польше просто ассимилировалось с поляками, в связи с чем многие поляки, вероятно в той или иной степени имеют какие-то еврейские корни. Именно это, возможно, объясняет то, как нас видят наши соседи.
 
Однако наводит на размышления польский довоенный антисемитизм, последствия которого страна пожинала во время немецкой оккупации. На эту тему пишет польский историк Михал Липа: "Борьба против еврейского населения приобретала в 1935-1939 годы разнообразные формы – начиная от законодательной деятельности, например, запрет ритуального забоя животных, и заканчивая жестокими нападениями на людей. В октябре 1938 г. немецкие отряды за одну ночь отвезли на границу с Польшей от 17 до 20 тысяч евреев, имеющих польское гражданство. Правительство в Варшаве отказалось их принять, одновременно выселив из страны евреев, имеющих немецкое гражданство".
 
Чем более истеричны реакции на заявления об антисемитизме времен войны в Польше, тем более начинаешь задаваться вопросом о причинах этой истерии. И в голову лезут мысли: может быть, это правда?
 
И здесь бы я хотел плавно перейти к теме денег. Деньги правят миром, мало кто знает об этом так хорошо, как граждане Израиля, которые уже много лет добиваются от Польши астрономических компенсаций за потерю во время войны своего имущества.
 
Деньги – большая сила. Эта прописная истина позволит нам понять простые и очевидные механизмы, приведшие к русофобии польских чиновников и политиков.
 
Несмотря на хвастливые заявления о европейских стандартах, господствующих в Польше, правда заключается в том, что в нашей стране во многих областях жизни мы имеем дело со смесью капитализма XVI века и социализма эпохи Леонида Брежнева. То мы закрываем беженцев в тюрьмах, то есть в так называемых центрах для беженцев, то мы не пускаем байкеров из России под предлогом отсутствия какой-то бумажки, или сажаем людей за решетку за кражу батончика стоимостью в 99 грошей. Моя подруга-эмигрантка, проживающая в Польше, недавно сказала мне: "Вода и коммунальные услуги у вас стоят, как бриллианты", и далее: "Польша хороша только в одном плане – из нее можно уехать”. Пусть ее слова будут хорошей картиной жизни в стране между реками Буг и Одер.
 
В стране над Вислой чиновники судорожно держатся за свои стулья и готовы подписаться под наиподлейшей чушью, лишь бы не быть уволенными с работы. Псевдоэксперты в учреждениях, финансируемых правительством, придумывают все более и более глупые теории, касающиеся нашей недавней истории и отношений с Россией. Примером может послужить памятник генералу Черняховскому, присутствие которого в деревне Пененжно, по данным последних "открытий", якобы несовместимо с польскими национальным интересом.
 
Политики с легкой руки разбазаривают государственные средства на ракеты и бомбы, которые помочь Польше и так не в состоянии. И снова пример - 15 миллиардов долларов Польша заплатит за систему воздушной обороны, произведенную в известно какой стране. Для иллюстрации добавлю, что за 15 миллиардов долларов в Польше можно купить 260 тысяч квартир. И пусть эта цифра будет реальной иллюстрацией так называемой просемейной политики правительства Польши, настоящим девизом которой должны быть слова любовницы короля Людовика XV - Мадам де Помпадур: "После меня - хоть потоп".
 
Польские политические элиты довели до невиданного до сих пор в истории Польши массового исхода поляков за границу. В течение последних двух десятков лет из страны уехало примерно три миллиона людей.
 
Таким образом, поляки, так же, как когда-то евреи, могут стать народом, у которого не окажется собственной страны. Только найдется ли тогда средь нас свой Моисей?