10:32

\"После допросов в подвале моя мама поседела\"

  1. Новости

Отгремел День Победы: море цветов, оркестр, салют и слезы ветеранов... Но, несмотря на то, что 9 мая уже позади, "Комсомолка" продолжает публиковать письма наших читателей. Их в редакцию пришло очень много, поэтому до праздника все просто не уместились на страницах газеты. Мы не обидим никого и опубликуем каждое письмо читателей с воспоминаниями об их родных и просто с поздравлениями с Днем Победы.

Посадили рядом с немецкими овчарками

"Здравствуйте! Мой папа не дожил до 65-ой годовщины Победы – умер в 2003 году на 84-м году жизни, а мама жива. Мои родители – участники войны. Они были партизанами Белоруссии. Папа родился в 1920 году в Барановичской области, там и воевал в лесах.

Мама, Вера Тимофеевна Рогацевич, родилась в 1927 году в Витебской области в деревне Волосово. Ей было 14 лет, когда в деревню пришли немцы. Они по-хозяйски вели себя. А потом им кто-то доложил, что в деревне прячут оружие и мою маму забрали. Ее привезли в Витебск и бросили в подвал (он и сейчас там есть, но теперь – как музей, и там висит мамина фотография). В этом подвале мама просидела неделю. Она рассказывала, как ее водили на допросы и как рядом с ней сажали двух немецких овчарок. Было страшно! И чудом можно считать то, что мама осталась живой. Она наполовину поседела после этого плена! Мама была партизаном: подрывала железные дороги, стояла в дозоре.

После войны мама с отцом переехали в Калининград. Папа восстанавливал город и область, строил эстакадный мост, потом 15 лет ходил в море, работал на железной дороге. Жизнь его была трудная, но интересная. Жить он любил. А нас, детей, учил жить по справедливости, быть мудрыми и добрыми. Мы всегда вспоминаем его слова, помним его и любим. Мама после войны работала в Калининграде паспортисткой. Она родила троих детей, много работала. Я очень ей горжусь. Она для меня – все!

Не знаю, напечатаете ли вы это письмо, но мне хотелось бы, чтоб мама знала, что я ее не забываю, что она нам дорога. Желаю ей здоровья и долголетия"!

Наталья Раздевилова, дочь, Калининград.

Ранило в Кенигсберге

"Здравствуйте, уважаемая газета! Мой отец Яков Давидович Брусин родился Чернигове, в 1924 году. На фронт ушел в 17 лет. Он воевал на белорусском фронте, прошел всю войну. Командир стрелкового взвода, он возвращается на фронт после второго ранения. Но ведет на передовую уже не взвод, а роту солдат! В ноябре, в бою, осколок вражеского снаряда застрянет у него в груди, но он снова вернется на передовую…

В апреле 1945 года он участвовал в штурме Кенигсберга. Сражался на улице, на которой ныне стоит кинотеатр Победа. Именно там мой отец поднимал в атаку свою роту. Именно там его снова ранили. На этот раз тяжело.

В Калининграде он остался жить навсегда. За доблесть и отвагу отец второй раз был награжден орденом Отечественной войны. После войны отец более 40 лет работал тренером по шахматам, был основателем и председателем областной шахматной федерации. Отец – кандидат в мастера спорта, судья всесоюзной категории, провел более 200 шахматных турниров, воспитал множество учеников, которые стали мастерами спорта. Он работал спортивным обозревателем в газете, часто встречался со знаменитыми шахматистами.

Отец был очень добрым и веселым человеком. В 1995 году случилось несчастье – он трагически погиб. Вечная ему память!"

Лилия Кривцова, дочь.

Брал Гомель и Вильнюс

"Здравствуйте! Хочется поздравить с праздником, с 9 мая Василия Петровича Зыкина.

Он - настоящий герой. Сегодня мы с удовольствием рассматриваем его награды, документы военных лет. Есть, например, две грамоты за вторжение в Восточную Пруссию. Документы пожелтевшие, обветшавшие, с портретами Сталина. Василий служил в 253 отдельном инженерно-танковом гомельском Краснознаменном полку, был старшим сержантом. Он брал Гомель, прорывал оборону противника юго-западнее Витебска, участвовал в боях за Вильнюс, форсировал Неман, брал Каунас, прорывал оборону фашистов на территории Восточной Пруссии, брал Инстербург, Кенигсберг.

Сегодня я желаю герою здоровья, мира. Благодарю его за то, что мы не мертвы, как мечтал гитлер, благодарю его за нашу жизнь. За сегодняшние дни!"

Владимир Белов, воин-интернационалист, Черняховск.

Как снайпер пулеметчиков уложил

"Здравствуй, "Комсомолка"! Я, командир взвода снайперов, хочу поделиться с вами воспоминаниями о войне, а заодно поздравить всех фронтовиков с Победой!

Мне пришлось участвовать в освобождении территории Белоруссии, Литвы, штурмовать Кенигсберг. Победную точку мы поставили в городе Пиллау.

Если наш снайперский взвод занимал оборону вместе с общими войсками, то на переднем крае противника снайперы подавляли огневые точки, расстреливали связных, командиров, другие важные цели. Помню, как-то мы продвигались по открытой местности, поднялись на возвышенность, как по нам застрочил пулемет. Залегли. Я увидел пулемет, а рядом с ним стоял офицер – хорошая мишень для снайпера. Я так увлекся снайперской работой, что не заметил, как из-за бугра выполз наш танк. Он выстрелил и мимо меня пролетел снаряд. Меня оглушило.

… В оптический прицел увидел, как на высоту поднимаются три немецких солдата. Первый шел с пулеметом на плеча. Второй и третий несли патроны. Пулемет на высоте – серьезное препятствие для пехоты. Нельзя было немцев пропустить! Расстояние до цели было 800 метров. Я прицелился. От первого выстрела упал солдат, который шел позади всех. Он упал, а остальные продолжали двигаться. Пройдя несколько метров, они обернулись и пошли в сторону убитого солдата. От второго моего выстрела упал солдат, шедший с пулеметом. А средний солдат продолжал идти к убитому. Пока он шел, я приготовился встретить его у первого убитого. И только он подошел и нагнулся к нему, я выстрелил. Так с пулеметчиками было покончено"!

Николай Капитонович Степаненко, участник штурма Кенигсберга.