В последнее время учащаются случаи телефонного мошенничества. Каждый день калининградцы получают несколько звонков от аферистов.
Под влияние мошенников попадают студенты, пенсионеры, подростки, люди с высшим образованием и даже те, кто осведомлён о популярных преступных схемах, ведь у каждого есть ситуации, когда мы теряем бдительность. Например, сложное финансовое положение, болезнь, стресс и многое другое.
Телефонное мошенничество возникло давно, и каждый день злоумышленники придумывают новые схемы, подстраиваясь под новостную повестку. На данный момент выделяют два наиболее популярных вида обмана: преступники представляются сотрудниками полиции и сообщают, что родственник попал в аварию или срочно нужны деньги на уплату штрафа, либо аферисты представляются сотрудниками банка и сообщают, что кто-то списывает деньги со счёта, тогда злоумышленники предлагают перевести средства на «безопасный счёт».
«Часто преступники обращаются к людям по имени, пытаясь завоевать доверие. Используют психологические уловки, например, создают напряженную обстановку с дефицитом времени. Первое, что нужно сделать в этом случае — прервать звонок, позвонить родственнику или близкому человеку и обсудить эту ситуацию. Если звонок не прерван — не бойтесь задавать вопросы, уточнять имя, должность, звание, номер участка или адрес банка звонящего, после перепроверьте, действительно ли есть такой сотрудник в банке или полиции», — прокомментировали сотрудники УМВД России по Калининградской области.
Лучше всего защититься от мошенников вам поможет сознательное отношение к коммуникации. Важно помнить, что ни банк, ни полиция не решают вопросы в телефонном разговоре, тем более в экстренном порядке.
Данные, которые нельзя сообщать посторонним, чтобы не лишиться денег?
- Пароли
- Код из СМС/push-уведомления
- Любые иные данные для совершения перевода.
Банк не интересуется легендой мошенника и убедительностью его действий — правила личной финансовой безопасности едины для любых ситуаций. И даже если поступило сообщение или звонок от «сотрудников полиции или ФСБ», что сотрудник банка похитил персональные данные или поступает угроза о том, что совершается перевод в пользу армии Украины и вам за это грозит обвинение в госизмене — ответственность за перевод будет на владельце счёта.
Как правило, для банка любые переводы: в пользу мошенника или родственнику выглядят одинаково и вернуть их обратно только по требованию отправителя — невозможно.
Что делать, если человек перевёл деньги мошенникам
Первым делом, если вы потеряли деньги, нужно обратиться в банк и заблокировать счёт. Мошенники могут продолжать списывать средства с карты, поэтому нужно её незамедлительно закрыть.
Обратиться в полицию, написать заявление о совершении противоправных мошеннических действий путём введения в заблуждение. Если удаётся найти злоумышленников, то шансы на возврат денежных средств есть — суды в таких случаях встают на сторону пострадавших.
Однако часто мошенников поймать не получается, поскольку многие из них не находятся в России. Важно помнить, что обман легче предупредить, чем затем разбираться с его последствиями.
Материал подготовлен в рамках государственной программы Министерства финансов Калининградской области «Эффективные финансы». Дополнительная информация по вопросам финансовой грамотности — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.