11:32

Найти новую машину становится сложнее: что происходит на калининградском авторынке

  1. Новости

В 2022 году многие иностранные компании присоединились к санкциям против России. Кто-то приостановил деятельность в нашей стране с надеждой вернуться, кто-то полностью продал бизнес. Журналист «Королевских ворот» Жанна Мейлер поговорила с руководителями калининградских дилерских центров и узнала, что происходит на региональном рынке новых автомобилей. 

Руководители калининградских автосалонов желанием давать интервью не горят. Оно и понятно — ситуация в этом бизнесе далека от радужной. В прошлом году один за другим из России ушли практически все популярные бренды, как европейские, так и азиатские. 

Если проехать по автосалонам Калининграда, наблюдается следующая ситуация. В салонах Mitsubishi, Renault и Peugeot пусто и грустно, салон Citroen наглухо закрыт. В салонах  компании «Динамика», официального дилера Hyundai и Mazda, ещё стоят какие-то автомобили, что-то есть у Nissan и Mercedes. В салоне «До-Кар» присутствуют несколько моделей Kia.

— Это остатки, — объясняет генеральный директор «До-Кар» и «Отто-кар» Илья Фишкин. — Корейские автомобили уже не поставляются, последняя поставка состоялась в середине 2022 года. Откуда мы берём автомобили? Забираем у других российских дилеров, которые совсем некомфортно себя чувствуют. Та же ситуация с Volkswagen и Škoda. 

В салоне Audi есть несколько автомобилей, импортированных в Россию год назад и завезённых по старым правилам.  

— Сейчас в наличии один новый автомобиль, поступивший по параллельному импорту. Он собран в Германии и предназначался для другого рынка, но попал к нам, — объясняет директор дилерского центра Audi Ольга Вавилова.

По словам Фишкина, объёмы продаж оставшихся новых автомобилей минимальные. «До-Кар» продаёт около 15 машин Kia в месяц. Выбора комплектации и цвета у потребителя нет. Он покупает, что есть. 

Заказать новый автомобиль Audi можно, но определить сроки поставки нереально.

— Вот этот новый автомобиль мы оплатили в ноябре, а приехал он только в марте, — рассказывает Вавилова. — Это возможно, но долго и трудно. Важно учитывать, что любые автомобили, поступившие параллельным импортом, не поддерживаются гарантийными обязательствами. Это политика импортёров, европейские санкции. 

Отметим, что кроме отсутствия гарантийного сервиса, параллельно импортируемые автомобили дороже процентов на 35-40 из-за разницы курсов валют и запутанных логистических цепочек. Такую машину нужно очень сильно хотеть и долго ждать.

Гарантия остаётся

Немного успокаивает, что на автомобили, поставленные для российского рынка официально, четырёхлетняя гарантия сохраняется до сих пор. 

— У нас в наличии есть ещё три новых автомобиля, привезенных до вступления в силу санкций, после покупки они сохраняют гарантийное обслуживание, — утверждает Ольга Вавилова.

Вместе с Audi большинство марок, представленных в Калининграде, продолжают поддерживать гарантию на свои автомобили, проданные до введения санкций и принятия решений об уходе с российского рынка. Это нам подтвердили в салонах Mercedes, Kia, Hyundai, Volkswagen/Škoda, Toyota/Lexus. Импортёры поставляют нужные запчасти со своих складов в Москве в полном объёме, несмотря на проблемы с логистикой.

— Официально, например, компания Kia с российского рынка не ушла. Как и Volkswagen, — продолжает Илья Фишкин. — Мы поддерживаем с Kia очень хорошую связь. Рассчитываем, что этот дистрибьютор найдёт решение вопроса поставки автомобилей в Россию. Но это только предположение. Все очень непредсказуемо и неочевидно. Они однозначно хотят продавать машины в России. Российский рынок сбыта для Kia был четвёртым в мире, после США, Южной Кореи и Китая.

У европейских брендов ситуация сложнее, они не могут принимать абсолютно самостоятельные решения. Со Škoda, по словам Фишкина, пока радостных перспектив нет.

— Audi уходить с рынка не хотят, они планируют однажды вернуться, поэтому бренд заинтересован качественно поддерживать гарантию, — объяснила Ольга Вавилова. — Ещё работает центральный склад запчастей. Если там нет необходимых деталей, мы их находим самостоятельно.

То есть запчасти они поставляют, а автомобили просто не могут, хотя делали бы это с большим удовольствием, если бы не обстоятельства.

Ставки на авто с пробегом

Все без исключения автосалоны, расположенные в Калининграде, торгуют автомобилями с пробегом. Это нормальная практика, которая вошла в жизнь задолго до 2022 года. Но теперь для многих она стала практически основной статьей дохода. У Audi, например, объём прибыли делится между сервисом и торговлей автомобилями с пробегом в пропорции 50 на 50. Но тут есть нюансы.

Руководство салона Audi, как премиальной европейской марки, предпочло остаться в бренде. Они привозят клиентам автомобили Audi с пробегом из Европы, не размениваясь на марки более низкого класса.

— У нас есть возможность посмотреть историю автомобиля в Германии, то есть полностью все, что с ней происходило, мы можем проверить пробег, — объясняет Ольга Вавилова. — Мы покупаем машины с небольшим пробегом, не аварийные и с отсутствием каких-то сложных ремонтов в ее истории. Схема та же, что в девяностых-начале нулевых. Машины из Германии, на которых прежние владельцы немного поездили и сдали, купив новые. Мы отвечаем за них, поэтому проводим предпродажную подготовку. Потребители знают, что это чуть дороже, чем купить на просторах рынка. Но это гарантия родного пробега и чистой истории. Плюс мы везем не то, что подешевле, чтобы быстрее продать, а то, что интересно, стремимся к тому, чтобы у нас был представлен весь модельный ряд в интересных комплектациях. Сроки ожидания весьма приемлемые — от трех недель.

Сегодня салон Audi продает примерно на 20-30 процентов меньше автомобилей, чем до 2022 года, — семь-восемь машин в месяц. Такие объемы объясняются принадлежностью этих автомобилей к премиум-сегменту, даже с пробегом.

Компания «До-Кар» приняла решение развивать бизнес автомобилей с пробегом ещё пять лет назад. В среднем в год их продаётся в четыре-пять раз больше, чем новых. И практически всех марок.

— Для нас этот бизнес гораздо интереснее, чем продажа новых машин, — признается Илья Фишкин. — Мы вышли на средние продажи порядка 200 машин в месяц, и предполагаем, что этот показатель увеличится. С учётом имеющейся у нас технической и кадровой базы, мы в принципе можем себе позволять брать машины, диагностировать, делать необходимый ремонт, вплоть до того, что внедрили свою гарантию на один год. А стоимость равна средней по рынку. На каждый автомобиль есть свой покупатель. Мы стараемся, как ответственная организация, продавать машины относительно свежие с понятной историей. Надо сказать, что 90 процентов автомобилей с пробегом идут со скрученными спидометрами. И при диагностике приходится это выявлять, ставить фактический пробег — это позволяет сделать наше оборудование.

В то же время, Илья Фишкин считает, что у старой схемы «пригнать авто из Европы» нет перспектив: 

— Сейчас это осуществить практически невозможно. Непонятен механизм оплаты, сложные вопросы с оформлением, доставкой. Параллельный импорт не даст большого количества машин. Это будут, скорее всего, штучные экземпляры премиум-сегмента для тех, кто имеет возможность ездить на дорогих европейских марках. Но еще вопрос: а как их обслуживать? Надеяться на умельцев в гаражах?

Китайцы заходят

Некоторые калининградские дилеры начали переориентироваться на китайские марки. Так на здании салона Lexus появилась новая вывеска: теперь здесь торгуют авто суббренда китайского автопроизводителя Chery — EXEED. В салоне Nissan наряду с остатками машин японской марки теперь можно заказать и купить кроссовер Haval. Это проект китайской компании Great Wall Motors, которая с 1984 года выпускает автомобили SUV-категории. Как заявлено, Haval производит кроссоверы и внедорожники премиум-класса. Рядом с салоном «Евролак», где много лет продают Mercedes, еще в 2019 году открыли дилерский центр «Авто-К» для продажи и обслуживания китайских автомобилей Geely.

Светлана Захарова, генеральный директор ООО «Авто-К», официального дилера Geely в Калининграде, рассказала о том, что к выбору марки для дилерства компания подходила очень ответственно еще в 2019 году. Китайский автомобильный холдинг Zhejiang Geely Holding совершил сделку по приобретению шведского производителя Volvo у концерна Ford Motor Co. Это повлияло на выбор бренда: получается, китаец — немного европеец.

Китайские марки поддерживают гарантию и снабжают дилеров запчастями по привычной для европейских марок схеме. Способ доставки автомобилей в данный момент поменялся с наземного на паромный.

— Если говорить о времени прибытия землей, то сроки изменились в лучшую сторону. Паромом даже быстрее, но задержки периодически случаются в виду особенностей геополитического положения Калининградской области.

Илья Фишкин считает, что те китайские бренды, которые появились в Калининграде, лишь первые ласточки.

— Они еще не ринулись к нам, они в процессе, можно сказать, на низком старте, — говорит Фишкин. — Я полагаю, буквально через год возникнет ситуация, когда люди себя начнут морально переламывать. Думаю, что в ближайший год произойдёт активный переход на китайские бренды. Сложно сказать, какие из них будут лидерами продаж. Их в Китае десятки, большинство нам неизвестны, мы только начинаем их понимать. Что касается эксплуатации, ценовой политики — невозможно сказать определённо, нужно время. 

А вот у потребителей, по мнению Фишкина, скоро просто не останется выбора. Если раньше они могли выбирать между европейскими, американским, корейскими, японскими брендами, то, вероятнее всего, их выбор сократится до выбора среди китайских брендов.

Ольга Вавилова же предполагает: 

— Все зависит даже не от нашего рынка, а от желания наших китайских друзей поставлять машины в Россию, - считает Вавилова. — Вывески повесить — это одно, а привезти достаточное количество автомобилей — другое. Весь российский рынок в 2022 году составляет лишь 626 тысяч проданных автомобилей. Китайский рынок — 23,5 миллионов! То есть, весь наш рынок — это 2,5 процента от китайского, который в 2022 году еще и вырос на 9,7 процентов. Их рынок растёт в четыре раза быстрее, чем мы в принципе можем поглотить. Есть ли для китайцев большой практический смысл вкладываться? Забронировать себе места — разумно, что, похоже, и происходит. Маленькие квоты и небольшое количество автомобилей для продажи. Пока это очень тёмная история.

Для китайцев в России есть один плюс — маржинальность значительно выше, чем на китайском рынке и других странах, раза в полтора. Но учитывая незначительные объёмы в натуральном выражении, впечатления не производит.

Калининградский дилер Audi пока не намерен переключаться на китайский бренд. «Очень не хочется» — признается Ольга Вавилова.

— Есть импортёрская поддержка, пока есть поддержка гарантии, у нас обученный персонал, и Audi продолжает проводить обучение российского персонала.

Без прогнозов

Прогнозов развития автомобильного рынка даже на ближайшее время никто из согласившихся пообщаться с «Королевскими воротами» руководителей дилерских центров не дает. Все живут одним днем, стараясь не увольнять персонал, не растерять специалистов. Пока получается. А если по прошествии времени европейцы, японцы и корейцы захотят вернуться, рынок уже будет занят китайскими машинами? Илья Фишкин считает, что сложно будет войти в реку дважды.

— Когда в какой-то регион заходила определенная марка, то для того, чтобы стать официальным дилером, приходилось строить автоцентр по её стандартам, насыщать его специальным оборудованием, делать внешнюю идентификацию, предусмотренную брендом. А сейчас очень много дилерских центров, по сути дела, стоят свободными. И скорее всего, новые китайские бренды будут занимать дилерские центры, которые уже есть. Если европейцы захотят вернуться, не факт, что им будет куда встать. Если китайцы себя проявят хорошо, и в целом будут продавать большое количество автомобилей, то, скорее всего, все эти европейские бренды столкнутся с проблемой возврата на рынок. То есть того количества продаваемых машин, которое было в частности у Volkswagen и Škoda — порядка 200 тысяч машин в год по всей России — уже не будет.