Из-за низкой пропускной способности паромов калининградские автоперевозчики находятся на грани банкротства. Ситуацию усугубляет январское расширение ограничений на доставку грузов через территорию Литвы. Какие сложности настигли бизнес и как он справляется, разбирался «Клопс».
Сейчас объёмы доставки грузов в Калининград в 10 раз меньше необходимого. Об этом сообщает радио «Business FM» со ссылкой на бизнесменов. По данным «Оборонлогистики», за февраль перевезли 45 тонн, хотя месяцем ранее этот показатель достиг более 70 тонн. Руководитель «Виабалта» Илья Свиридов отмечает: на данный момент работают 4 судна, на которые очень тяжело забронировать место.
«До четырёх паромов заявлено в нашем направлении, но постоянно ходят два, наверное. При этом военные, город, «Водоканал» и прочие структуры, естественно, имеют приоритет при постановке на паром. А остальные все попадают по остаточному принципу. Как эта бронь распределяется — непонятно. Даже сами агенты не могут объяснить. У нас все хотят работать», — рассказал Свиридов.
Порядок и время открытия бронирования неизвестны, говорят бизнесмены. Иногда приходится сутками следить за стартом регистрации и началом подачи документов. Сессия тоже длится по-разному: когда полчаса, когда пять минут. Зная об ажиотажном спросе, недобросовестные предприниматели продают за кругленькие суммы свои места на пароме.
«Самая главная проблема сейчас — туда невозможно записаться. При этом паромы ходят, что-то они перевозят. Заходишь на их страницы — пишут, что свободных мест нет. Есть информация, что перекупаются [места] за очень большие деньги. На наших транспортных сайтах и форумах эта информация озвучивается. Молва ходит, что за бронь берут более 100 тысяч рублей», — рассказывает о наболевшем генеральный директор компании «Логистикс Восток» Игорь Хвесюк.
Бизнес давно обращается к властям. Предприниматели считают ответы чиновников однотипными: якобы вопрос не в их полномочиях или решение нецелесообразно.
«От правительства мне приходит только отписка: «У нас всё хорошо». У кого «нас»?
По работе своего предприятия я вижу, что я [близок] к банкротству.
Мне людям зарплату уже платить нечем. Я в рейс не могу отправить машины», — признался Хвесюк.
Руководитель ООО «Таурус» Александр Болозев рассказал «Клопс», что наложенные на сухопутные грузоперевозки санкции не сказались на деятельности компании. С момента основания предприятие занимается морской доставкой, но убытки всё равно приходится нести.
«Прибыль упала по той простой причине, что на паром не попасть в ближайшие два месяца. Если мы сейчас бронируем, то дальше наша работа будет в мае. Судя по последнему заявлению губернатора, на субсидии закуплено дополнительно три парома, которые придут в конце апреля — начале мая. Это всё равно капля в море», — делится бизнесмен.
Александр Болозев считает, что решить проблему могут дополнительные паромы для перевозки накатной техники.
Очень много моих партнёров обанкротилось. Они продали все свои машины. Ждут месяц, чтобы уехать из Калининграда, и столько же, чтобы вернуться.
Работая раз в месяц, семью и бизнес не прокормишь», — со вздохом отмечает Болозев.
По словам собеседника «Клопс», рост цен на продовольствие тоже связан с малой пропускной способностью паромов. Логистическим компаниям нужно окупить вынужденный простой. Как уверяет эксперт, с 1 апреля стоимость паромных перевозок увеличится на 10-15 процентов: «Помимо того, что нет мест, увеличиваются все ставки. Дальше будет хуже».
По мнению руководителя «Сталены» Сергея Гоза, область ждёт дополнительные паромы, а имеющиеся должны двигаться бесперебойно, насколько позволяет погода. Бизнесмен сослался на инициативу Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП): чтобы использовать паромы максимально эффективно, надо отдать перевозке полуприцепов, увеличив число последних на 23%.
По словам бизнесмена, в правительстве Калининградской области всерьёз заинтересованы решить проблемы автоперевозок, но есть объективные причины падения отрасли.
«Транспортные компании региона ориентировались на одни рынки, а сейчас они для предприятий закрыты. Очень много народа задействовано в этой сфере, и перед ними одномоментно захлопнули дверь. В регионе около 9 тысяч единиц техники, работавших на разных международных направлениях. Но перевозчики из Евросоюза к нам ходят», — подчеркнул Сергей Гоз.
Бизнесмены рассказали, что введённые на провоз грузов по суше ограничения актуализировали имеющиеся проблемы.