Частичная мобилизация, объявленная в сентябре, повлияла на российский рынок труда. Руководитель направления клиентской эффективности hh.ru Наталья Данина во вторник, 22 ноября, озвучила пять основных трендов, которые сформировались в сфере трудоустройства.
1. Мужчины не отвечают на звонки
Соискатели-мужчины перестали отвечать на звонки рекрутеров, поскольку те поступают с неизвестных номеров. По данным аналитиков, связаться с потенциальным сотрудником не удаётся в 50% случаев. В силу этого на собеседования начали активнее звать женщин. Это подтверждает аналитика: после 21 сентября количество приглашений женщин на интервью выросло на 3,6%, а мужчин — снизилось на 5,3%.
2. Нужные рабочие
Рабочий персонал — одна из самых активно мобилизуемых категорий соискателей. Как и во многих других профессиональных группах, число вакансий для представителей рабочего персонала резко сократилось весной и быстро возросло летом. Осенью аналитики зафиксировали небывалый подъём спроса — гораздо выше того, что был до начала СВО.
3. Волна эмиграции
Точно сказать, сколько соискателей покинули страну на фоне мобилизации, специалисты затрудняются. По самым оптимистичным оценкам экспертов, минимальное количество близко к 300 тысячам. Аналитики выявили топ стран с максимальным приростом резюме кандидатов с гражданством РФ. В абсолютных цифрах это порядка 66 тысяч. В процентном соотношении ситуация следующая: прирост резюме в Казахстане составил 81% (сравниваем показатели 10-22 октября с данными за предыдущий месяц), в Грузии и Узбекистане — 59%, в Кыргызстане — 55%, в Армении — 44%, в Азербайджане — 38%, в Турции — 33%).
4. Цифровые кочевники
На рынок вакансий ситуация пока никак не повлияла, так как большая часть из этих 66 тысяч кандидатов — из категории цифровых кочевников, которые используют для работы интернет и ведут мобильный образ жизни. Преимущественно это IT-специалисты (19%), работники сфер продаж и обслуживания клиентов (10%), маркетологи, рекламщики и PR-специалисты (9%), соискатели из профессиональных групп строительства и недвижимости (8%), производства и сервисного обслуживания (7%), рабочий персонал (5%).
«Интересен и другой факт — очевидно, что большая доля тех же ИТ-специалистов, маркетологов, консультантов продолжают работать на российские компании дистанционно. Это накладывает определённый отпечаток на работу HR-отдела — специалистам приходится изучать больше информации о том, как соблюдать закон и при этом не потерять ценных «удалённых» сотрудников», — отметила Данина.
5. Уход иностранных компаний
Большинство иностранных компаний с начала специальной военной операции приостановили работу до середины лета, но продолжали выплачивать зарплаты сотрудникам. Многие россияне при этом надеялись, что компании вернутся, поэтому они не стремились искать новое место. Начиная со второго полугодия, стало понятно — мечтам большинства не суждено сбыться. Наметился и другой тренд — иностранные бизнесы начали передавать активы новым акционерам или российскому менеджменту. В результате номинально люди начали работать в новых компаниях, а реально — в старых, но под новым управлением.
В октябре сообщалось, что в Калининградской области рынок труда занял выжидательную позицию, а горизонт планирования сузился на фоне итогов третьего квартала и мобилизации.