16:03

Кто сегодня меняет творческий ландшафт в Калининграде

  1. Новости

В 2024 году в Калининграде начнёт работу Калининградский филиал Российского государственного института сценических искусств. Но уже сегодня в нашем городе выпускники этого вуза формируют новую творческую среду. Мы поговорили с некоторыми из них, чтобы узнать об их студенческом опыте в РГИСИ, о тех задачах, которые они решают в Калининграде, и где в нашем городе можно познакомиться с результатами их деятельности.

Спектакль «Нюрнберг» — только первый, очень важный шаг в Калининграде.
Кто сегодня меняет творческий ландшафт в Калининграде - Новости Калининграда

Евгения Колесниченко, выпускница РГИСИ-2020, режиссёр спектакля Калининградского областного драматического театра «Нюрнберг», премьера которого состоялась в мае 2022 года:

«Я лет семь занималась в театральной студии, когда жила в Севастополе ещё, но поступать не собиралась по этому направлению. Было желание жить более серьёзной профессией, а театр должен был остаться в разделе хобби. Но в 2014 году, ввиду сложившейся геополитической ситуации, жизнь моя как-то обнулилась, и я оказалась в положении, когда могла начать заново. Вот я и начала.  Из всех городов России на тот момент я бы хотела оказаться в Петербурге, поэтому купила билет туда и пробовала свои силы только в РГИСИ (тогда еще СПбГАТИ). Режиссёров набирал только Тростянецкий. Не было никаких влияний: чистой воды случай, провидение, просто один из множества выборов — называйте как хотите.

…Мое поступление — это был театральный концентрат длиной в неделю, если считать с того момента, когда я впервые встретилась с мастером. Он абсолютно прав, когда говорит, что настолько креативными сверхлюдьми мы больше никогда не будем, как в период поступления. Это отчётливо ощущается спустя пару лет после.

…В результате я поступила, а через пять лет окончила режиссёрскую мастерскую Геннадия Рафаиловича Тростянецкого. Считаю его своим человеком. Это я к тому, что, когда вы поступаете, обязательно будьте с собой честными и ответьте на вопрос, готовы ли вы прожить бок о бок с этим человеком (в данном случае — с мастером курса) ближайшие пять лет. Если ответ— “Нет”, то не тратьте драгоценное время жизни. В конце концов, это вы выбираете профессию, а не какой-то там дядя или тётя выбирают вас. Принципиально важный момент.

…В настоящее время я служу штатным режиссёром в театре Лермонтова в городе Абакан, тут я и поставила свой диплом. Вместе с драматургом Артёмом Казюхановым мы создали документальный спектакль о ВОВ, основой для которого послужили интервью жителей Абакана. Также курирую театральную студию для молодёжи в этом же театре. Но это не мешает мне путешествовать. Как я уже говорила, мне посчастливилось стать частью театрального процесса Калининграда. В апреле этого года вместе с художницей Аней Поляковой мы выпустили спектакль «Нюрнберг» на сцене калининградской драмы. И это только первый, очень серьёзный и важный шаг в этом городе. Впереди планы сотрудничества со Школой креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде.

…Если и быть благодарной РГИСИ, то, конечно же, за людей, которых я там встретила, которые сегодня работают со мной в театральном поле».

В Школе креативных индустрий отвечаю за комплексное видение.
Кто сегодня меняет творческий ландшафт в Калининграде - Новости Калининграда

Анна Полякова, выпускница РГИСИ-2020, художник спектакля Калининградского областного драматического театра «Нюрнберг», худрук и преподавательница театральной студии «Синтез» Школы креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде, куратор серии подростковых читок «Про себя вслух»:

«В Калининград я приехала, чтобы осуществлять, с одной стороны, педагогическую деятельность — работать со школьниками, подростками. С другой стороны, работать по своей профессии — создавать театральный контент. И эти два процесса взаимосвязаны. Потому что моя работа по профессии должна помочь детям в понимании того, с чем они могут столкнуться. Как раз Школа креативных индустрий даёт подросткам профориентацию, но это не курсы подготовки к поступлению. Это отличное поле, на котором ты можешь попробовать разные виды деятельности.

…Для нас простой пример — это кинопродукт, театральный продукт, которые состоят не только из действующего актёра, но и из звукового оформления, из законов построения пространства, полиграфии. И если мы будем ориентироваться на успешные театральные корпорации Европы, Америки, России, то мы увидим, что всегда выигрывает комплексное видение. Именно комплексному видению театрального или кинопродукта в Школе креативных индустрий мы и учим детей. Как художественной руководитель Школы креативных индустрий я отвечаю именно за удержание такого системного подхода.

Что касается профессиональной деятельности художника. В прошлом театральном сезоне в Калининграде с Женей Колесниченко мы выпустили спектакль «Нюрнберг». С драмтеатром сотрудничество продолжается, сейчас мы готовимся к серии читок в рамках проекта «Про себя вслух», 18 октября пройдёт чтение пьесы «Министерство хороших матерей» (16+).

…Как же готовиться к поступлению в Калининградский филиал РГИСИ? Если обращаться к будущим абитуриентам, то я рекомендую поступать в Школу креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде, чтобы сформировать образ мышления. Рекомендую смотреть на странные вещи, странные театральные события. Например, драмтеатр запустил театральный трамвай. У нас есть множество читок — и на площадке драмтеатра, и на независимых площадках, где читается современная драматургия, классика. Можно смотреть спектакли онлайн, можно смотреть спектакли «Материнское поле» или «Нюрнберг», спектакли, когда зрители сидят на сцене. Этот опыт позволит ребёнку задать вопрос: «Так можно?» Да, и так можно! И по-другому можно. Готовясь к поступлению, нужно расширить своё представление о театре.

…Родители хотят, чтобы ребенок выразительно читал. Дети хотят стать звездой голливудского блокбастера. В таких случаях мы говорим, что это не к нам. В прошлом году мы с детьми студии «Синтез» делали необычную выставку, где каждый ребёнок был выставочным объектом. Каждый оформлял себя как музейный экспонат. И звуково, и с точки зрения мизансцены, и с точки зрения действия. Потом мы все это сняли на камеру 360 градусов. И на это событие можно посмотреть на ютуб-канале. Да, и это тоже театр. Да, театр сегодня и такой. И он более эффективный в смысле обучения детей.

…Я приехала из Питера. Мне дали карт-бланш, сказали, что в Калининграде ты можешь делать театр мечты. И для меня очень важно, что сегодня рядом со мной, среди преподавателей Школы креативных индустрий — специалисты, практики, которые сами работают в индустрии и могут делиться с детьми актуальными знаниями.

В Школе разными путями мы с детьми подходим к созданию мультипликации.
Кто сегодня меняет творческий ландшафт в Калининграде - Новости Калининграда

Екатерина Осколкова, выпускница РГИСИ-2020, художник-постановщик, преподаватель анимации в Школе креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде и БФУ имени Канта:

«Родом я из Нижнего Новгорода. Мои родители — художники-постановщики, и это, наверное, оказало влияние на мой выбор профессии. Хотя в РГИСИ решила поступать не сразу, сначала пошла учиться на режиссуру анимации в другой вуз, но в итоге мой профессиональный путь начался с театра. И одно дополнило другое.

Созданная художником среда спектакля — это полноценное действующее лицо, и анимацию в нём я рассматриваю и как часть декорации, и как персонажа, и как атмосферу. Междисциплинарность здесь большой плюс, потому что я могу как посмотреть на мультфильм с точки зрения театра и его законов, так и подойти к созданию спектакля, используя приёмы кино и анимации.

В течение учёбы и после я успела сделать проекты как в театре, так и в анимационной индустрии. Работала на студии «Мельница», в отделе прорисовки, также вела stop-motion-мультипликацию у детей. С сентября этого года у меня началась калининградская история — преподаю в Школе креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде и в БФУ имени Канта. И там, и там изучаем анимацию.

В своей работе я использую в том числе и те подходы, на которых строилось обучение в РГИСИ, это помогает.

В Школе разными путями мы с детьми подходим к созданию мультипликации. Изучаем всё вокруг темы, о которой будет мультфильм, знакомимся с законами анимации, пробуем разные техники и подходы. Меня привлекает в этом методе то, что он предполагает много практики: учимся работать со звуком, AR, дизайном, видео, текстами и графикой. Для этого с детьми проводятся самые разные тренинги, лекции, мастерклассы. Им рассказывают об урбанистике, стиле и выразительности, работе с заказчиком и в команде — таким образом формируется плодородная творческая и профессиональная среда и расширяются рамки, в которых можно что-то создавать. А главное — появляется цель, ведь наш проект в перспективе имеет не только творческую, но и просветительскую задачу. Он будет рассказывать о городе и о том, что в нём хотелось бы изменить к лучшему. Дети здесь выступают и как горожане, которым не всё равно, что будет с их средой обитания, и как исследователи, и как авторы, вдохновители дальнейших преобразований.

В Школе у меня нет цели подготовить детей к поступлению в РГИСИ или другой вуз. Выбор профессии — это очень болезненный вопрос для старшеклассников, а мне бы хотелось, чтобы им было прежде всего интересно что-то исследовать и создавать, а какими методами и в какой области — они потом выберут сами. Поэтому и план работы здесь достаточно гибкий, я исхожу из того, какие передо мной дети, что им интересно и что они хотели бы сказать этому миру, а моя задача — познакомить их с инструментами, которыми можно это сделать и расширить горизонты мышления.

…Стану ли я преподавателем Калининградского филиала РГИСИ? Пока об этом рано говорить».

Архив Е. Осколковой
Читать текст и не играть — это самое сложное.
Кто сегодня меняет творческий ландшафт в Калининграде - Новости Калининграда

Мария Лычковская, выпускница РГИСИ-2017, куратор проекта Школы креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде «Сказки детей детям», режиссер читки «Министерство хороших матерей» в рамках проекта «Про себя вслух»:

«В Калининграде я оказалась по личным обстоятельствам. Приехала сюда в период пандемии из Санкт-Петербурга, нужно было поддержать маму. В Калининграде вышла замуж. Стала налаживать свою деятельность здесь. Первым знакомством с творческим Калининградом стал для меня совместный проект с Александром Быченко, с Домом китобоя — иммерсивный ужин, он пока в разработке.

…В декабре этого года проведу курс лекций в Школе креативных индустрий филиала РГИСИ в Калининграде. Поговорю с детьми о том, как рассказывать историю, о том, кто такой главный герой, почему он — главный. А в ближайшее время вместе с Аней Поляковой представим проект «Про себя вслух» в драмтеатре, подростки вместе с актёрами драмтеатра будут читать пьесу «Министерство хороших матерей». И я думаю, что для многих родителей, а они будут среди зрителей, их дети откроются с неожиданных сторон. А потом обязательно будет обсуждение.

…Да, детей я готовила к этому проекту. Работали и с дыханием, и с речью. А главное — мне нужно было научить детей доносить именно текст. Читать текст и не играть — это самое сложное. Читка — это не история про спектакль, это даже не эскиз спектакля.

…Чувствую ли я изменения в театральном ландшафте Калининграда? Да, изменения уже происходят. В городе и области появляются интересные проекты. То, в чём сама участвую, вдохновляет и радует. Весной этого года как консультант по пластике работала над постановкой спектакля по Достоевскому «Маленький герой» в «Тильзит-театре», режиссер — Андрей Опарин (18+). Сотрудничаю с театральной лабораторий Act.Opus — за какие смелые постановки, смыслы они берутся и как делают! А какой чудный театр «Морошка» — он для самых маленьких! Школа креативных индустрий никогда не остаётся в границах школы и приглашает к реализации новых проектов.

…Почему я так вовлечена в работу с детьми? Главное, что я могу помочь детям развивать воображение, критическое мышление. И мое первое образование, педагогическое, также помогает в этом».

Партнёрский материал