Художественный руководитель и дирижёр знаменитого Академического большого хора «Мастера хорового пения» радио «Орфей» (Москва) в преддверии концерта в Калининграде рассказал о значимости искусства хорового пения в музыкальной культуре России, творческой идентичности и воспитании вкуса у молодёжи.
Хоровое пение традиционно является одной из самых любимых калининградцами форм музыкального исполнения и всегда вызывает живой интерес. Концерт Академического большого хора, который пройдёт в областной филармонии 16 апреля, станет ещё одним чудесным подарком публике, приготовленным организаторами фестиваля искусств «Русская музыка на Балтике».
— Лев Зиновьевич, что повлияло на ваш выбор профессии, какие педагоги помогли найти вам свой путь?
— Я с детства воспитывался в музыке: дедушка играл на гармошке, мама и сёстры пели, поэтому и я тоже пел. Так и пою до сих пор. Большое влияние на меня оказал Клавдий Борисович Птица, очень многому я научился у Александра Васильевича Свешникова, у которого я пел в хоре мальчиков и позже проходил обучение в консерватории, и у Лео Гинзбурга, который учил меня симфоническому дирижированию. Многое получил от Альфреда Шнитке. Других педагогов, которые принесли мне большую пользу, и не счесть.
— Расскажите простыми словами для наших читателей, какова профессия дирижёра хорового пения, в чём её особенность?
— Я думаю, это прекрасная и очень важная специальность. Ты слышишь что-то внутри себя и понимаешь, как должен звучать голос, затем передаёшь жестами и взглядом свои ощущения хористам. Дирижёр именно хорового пения должен сам уметь петь, чтобы показать хористам, чего он от них хочет. К тому же, в хоровом пении большим значением обладает текст, внимательная работа с ним помогает понять, какие чувства автор хотел вызвать у слушателя. Поэтому только аудитория и может судить о мастерстве дирижёра.
— «Мастера хорового пения» — один из лучших хоровых коллективов нашей страны. С 2005 года вы являетесь его руководителем. Поделитесь секретом: как вам удается неизменно привносить новизну в управление таким большим коллективом и создавать что-то выдающееся?
— Можно учиться всю жизнь. И я учусь, и учатся мои хористы. Все они — универсальные профессионалы: они могут не только петь в хоре, но и солировать, петь с оркестром. Дело в том, что участники коллектива должны верить тебе, как музыканту, и чувствовать, что ты действительно пытаешься создать что-то высокое. Важно добиться этого взаимного доверия — и, конечно, получать удовольствие от своей работы.
Мы постоянно сотрудничаем с радио «Орфей», для которого выступаем и делаем записи. Считаю и всегда говорю, что мы работаем с русской музыкой, но по европейским традициям.
— Мне кажется, важно соблюдать этот синтез культур: сохранять свою и не бояться перенимать что-то новое из других. Как это отражается на вашем репертуаре?
— Безусловно. Мы понимаем это и, кроме русской музыки, поём и джаз, и современную музыку. Но я считаю, что здесь важно не идти на поводу у публики и сохранять идентичность.
— Говоря об идентичности, не могу не спросить: существует ли «хоровая идентичность»? Мало что так аккумулирует в себе корни русской культуры, как хоровое пение.
— Вы правы, корней у нас много. Прежде всего, на хоровое пение сильно повлияла Византия, затем в 17-18 веках много нам дала европейская культура. Я думаю, не нужно отделять хоровое пение и музыку от других направлений искусства. И иконопись, и архитектура, и живопись хранят наше наследие.
— Востребовано ли это наследие у молодёжи? Поделитесь, пожалуйста, вашими наблюдениями.
— Меня часто спрашивают, какое будущее ждёт хоровое пение и хоровую музыку в России. И мой ответ всегда — светлое! Посмотрите, сколько в церквях молодых людей: во время Пасхи, Рождества, других праздников. На наших выступлениях публика тоже самая разнообразная, я вижу много молодых лиц. Так что всё у нас будет хорошо.
— Большое спасибо за беседу, Лев Зиновьевич! Поделитесь напоследок парой секретов: что услышит калининградский слушатель на концерте 16 апреля?
— Мы всегда составляем программу по-новому, стараясь сочетать самую разную музыку. Составляя программу для Калининграда, я учёл, что петь мы будем в здании Калининградской филармонии, которое ранее было кирхой, поэтому мы споём духовную музыку композиторов Павла Чеснокова и Николая Голованова, которых мы очень любим. Прозвучит прекрасная композиция «Ночь роняет звёзды» Валерия Кикты. И, как я уже говорил, невозможно отворачиваться от европейской культуры, поэтому мы исполним а капелла композиции Баха и Моцарта.
Как мы говорим: «композиторы музыку пишут — значит, надо исполнять», поэтому так мы и поступаем. Приходите на концерт 16 апреля, я буду вас ждать.
*Фестиваль искусств «Русская музыка на Балтике» организован при поддержке Министерства культуры РФ (программа «Всероссийские филармонические сезоны»), регионального правительства и министерства по культуре и туризму КО, Санкт-Петербургского Дома музыки, Федеральной дирекции музыкальных и фестивальных программ «Росконцерт», а также партнёров фестиваля — Национального Фонда поддержки правообладателей и ювелирной студии Darvin.
На правах рекламы