Число случаев мошенничества в России по-прежнему остаётся высоким, и Калининградская область, к сожалению, не является исключением. Сообщения о том, что кто-то из наших земляков стал жертвой преступников, появляются в сводках практически ежедневно. Способы, которые используют злоумышленники, тоже постоянно обновляются. Мы выбрали несколько примеров того, с чем столкнулись калининградцы за последние месяцы.
1. Магазин... без товаров
Пандемия и введение QR-кодов привели к тому, что объёмы онлайн-торговли выросли в разы. Воспользовались ситуацией и злоумышленники.
В феврале в суд было направлено уголовное дело сразу по 19 эпизодам мошенничества, в совершении которого подозревается 20-летний калининградец. Он создал страницу в одной из соцсетей под видом интернет-магазина по продаже брендовой спортивной одежды и обуви. Молодой человек вступал в переписку с потенциальными покупателями, требовал полную предоплату за заказанный товар, но никаких вещей никому не отправлял. Жертвами обмана стали жители разных регионов России, от которых калининградец получил в общей сложности 95 000 рублей.
Похожую по масштабам махинацию (17 эпизодов) организовала 27-летняя безработная жительница Калининграда. Она публиковала на популярном сайте объявления о продаже бытовой техники и мебели. Когда покупатели оплачивали товар, преступница переставала выходить на связь. В результате жители Брянской, Рязанской, Смоленской, Пензенской, Орловской, Нижегородской и Мурманской областей лишились 120 тысяч рублей.
Совет: специалисты рекомендуют скептически относиться к объявлениям о продаже новых, не бывших в употреблении вещей со слишком низкой ценой. И, разумеется, не нужно переводить совершенно незнакомым людям предоплату в виде полной стоимости товара либо оплачивать его бронь.
2. Снова «банк»
Если раньше мошенники в телефонных звонках представлялись сотрудниками банков и пытались прежде всего выманить номер карты и CVC-код, то сейчас тактика другая. Преступники убеждают потенциальных жертв в том, что их деньгам угрожает опасность, вынуждают оформлять кредиты и все заёмные средства переводить на «безопасный счёт». После этого деньги исчезают, а пострадавший остаётся с огромными долгами перед банками.
Один из таких случаев произошел в Советске: 60-летней местной жительнице позвонили мошенники и убедили её в том, что на её имя кто-то пытается оформить кредит. Как рассказали в полиции, действуя по указке аферистов, пенсионерка совершила 83 банковские операции и отправила злоумышленникам 1 200 000 рублей. Похожую схему использовали мошенники и при разговоре с 37-летней жительницей Калининграда. «Представитель банка» под предлогом блокировки несанкционированного доступа к счёту убедил доверчивую женщину перевести преступникам 400 000 рублей.
Совет: помните, что настоящие звонки из банков носят строго информационный или уведомительный характер. Вас никогда не попросят оформить новый кредит для «спасения» ваших денег и тем более не станут убеждать переводить средства на счета в других банках.
3. Звонок от «следователя»
Поскольку уловка со звонками «из банка» уже давно раскрыта и растиражирована в СМИ (хотя самые доверчивые на нее все равно попадаются), преступники, не меняя «легенды», стали представляться ещё и работниками правоохранительных органов.
Приведём конкретный пример и сводок областного УМВД. В конце декабря жительнице Калининграда позвонил неизвестный, который представился следователем и сообщил, что на женщину пытаются оформить кредит. Затем калининградке перезвонила «представительница банка» и убедила в том, что необходимо оформить на себя несколько кредитов и перевести деньги на указанные счета. А на следующий день, мол, все эти средства автоматически вернутся в банки, и кредиты аннулируются. Калининградка успела перевести мошенникам почти два миллиона рублей, и наверняка сумма была бы еще больше, но, к счастью, во время профилактического рейда на неё обратили внимание сотрудники ОМВД России по Ленинградскому району.
Совет: сотрудники полиции и следственного отдела никогда не звонят с просьбой провести банковские операции, поэтому при малейшем подозрении необходимо сразу же прервать разговор.
Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация по вопросам финансовой грамотности — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.
Партнёрский материал