13:57

Навязчивые звонки: как бороться с телефонным спамом

  1. Новости
Навязчивые звонки: как бороться с телефонным спамом - Новости Калининграда

«Холодные» звонки потенциальным клиентам всё ещё считаются действенным способом прорекламировать свои услуги или обманом получить чужие деньги. Особенно часто звонят и пишут перед праздниками.

Ранее «Клопс» публиковал истории калининградцев, которых замучил телефонный спам. О том, что делать, если такие звонки стали навязчивыми, расскажем в материале.

Банковские предложения

Банки звонят и пишут бывшим или действующим клиентам, для которых есть предодобренное предложение, а также и случайным людям, если каким-то образом их телефоны попали в базу данных. Нередко в ход идут психологические уловки. Клиенту говорят, что таких выгодных кредитов не было и не будет. Могут уверять, что кредиткой можно и не пользоваться, а просто хранить её дома на всякий случай.

Представитель службы по защите прав потребителей финансовых услуг Центробанка (ЦБ) Анна Подковкина рассказала, что сами по себе такие звонки не являются нарушением закона. Однако с ними можно разобраться: «Можно позвонить на горячую линию банка или составить претензию и попросить исключить себя из рекламной рассылки. Если после этого действия звонки из финансово-кредитной организации продолжают поступать, то потребителю необходимо обратиться в банк уже с письменным заявлением и отозвать ранее данное согласие на обработку персональных данных».

Если с банком вы не сотрудничали, есть смысл узнать, откуда кредитное учреждение узнало личные данные. Напишите заявление по официальным реквизитам организации и потребуйте:

  1. сообщить, из каких источников они получили ваши данные;
  2. сообщить, кому они передавали ваши персональные данные;
  3. удалить все ваши персональные данные и уведомить об этом.

Конечно, организация может и не ответить на ваш запрос или же отказаться разглашать источник. Но звонки после такого часто прекращаются. Если и это не помогло избавиться от телефонного спама, то следует обратиться в ЦБ, чтобы регулятор поинтересовался причиной таких частых звонков и нашёл решение для данной ситуации.

Бороться с такими звонками можно и через мобильного оператора, если в договоре с ним были предусмотрены согласие или отказ абонента на получение рекламных сообщений. Проверьте, что говорится о рекламе в правилах оказания услуг мобильной связи (такой документ найдётся на сайте вашего оператора). Если согласие было дано, подайте официальное заявление об отказе получать на свой мобильный телефон рекламные сообщения. Укажите, откуда приходят нежелательные звонки и СМС. Важно: прекращение спама с указанных вами номеров оператор должен выполнить бесплатно!

Основные российские операторы также предоставляют дополнительные услуги по борьбе со спамом:

  1. Абоненты МТС могут оформить бесплатную услугу блокировки телефонного спама. После этого номера, попавшие в чёрный список компании, не смогут вас потревожить.
  2. Игнорировать нежелательных собеседников предлагает и Мегафон — здесь функция входит в состав бесплатного определителя номера.
  3. Абоненты билайна за деньги могут подключить услугу распознавания, включая спамеров и аферистов. 
  4. Tele2 предлагает такой вариант борьбы со спам-звонками: настраивать фильтрацию вручную.

После подачи заявления к мобильному оператору можно обратиться и в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). На сайте ФАС есть форма заявления. Его нужно заполнить и приложить следующие документы:

  1. копию обращения к оператору мобильной связи с приложением доказательств получения письма;
  2. фото или скриншоты рекламных сообщений;
  3. детализацию выписки по абонентскому номеру.

В самом заявлении следует указать все сведения, которые известны: кто звонил или присылал сообщения, период поступления рекламы, номера телефонов, с которых вам звонили. Обращение рассматривается в течение 30 дней с момента его поступления в Управление ФАС России. Если ведомство приняло решение не в пользу абонента, следующим шагом станет обращение в суд.

Мошеннические звонки

Мошенничество под видом звонков из службы безопасности банка до сих пор считается одним из самых популярных видов преступлений. Основным способом борьбы с ним остаётся игнорирование: не берите трубку, если номер входящего вызова — скрытый или подозрительный. Если взяли трубку и услышали: «Вас беспокоят из службы безопасности банка А» — заканчивайте разговор! Главное — не сообщайте никакую личную информацию, а после — самостоятельно перезвоните на горячую линию банка, чтобы убедиться в сохранности ваших денег.

В борьбе с телефонными мошенниками важнее всего сохранять бдительность, а также объяснять родственникам, что такие звонки — лишь уловка преступников.

  1. Если вы пользуетесь мобильным банковским предложением, проверьте, есть ли в нём функция определения спама. Многие банки предоставляют такую возможность бесплатно: подключив определитель номера, можно просто проигнорировать подозрительные звонки, а затем — заблокировать абонента.
  2. Если же определителя номера у вас нет, поищите, кто вам звонил, в интернете. Для этого существуют сайты, где пользователи делятся своими историями: кто-звонит.рф, cheinomer.ru, ktozvonit.org.

Материал подготовлен в рамках программы Министерства финансов «Повышение уровня финансовой грамотности жителей Калининградской области». Дополнительная информация по вопросам финансовой грамотности — по телефону горячей линии (звонок бесплатный) 8 (800) 555-85-39 или на сайте fingram39.ru.

Партнёрский материал