27 сентября отмечается Всемирный день туризма. Мы побеседовали с главой регионального министерства по культуре и туризму Андреем Ермаком. Как власти развивают потенциал Калининграда и области, а чего нам пока не хватает — в материале «Клопс».
— Последние полтора года для турбизнеса были, мягко говоря, непростыми. Пандемия сильно ударила по рынку, существенно изменила его. Можно ли сказать, что регион с вызовом справился успешно?
— Регион вышел из ситуации с коронавирусом, мне кажется, достойно. Калининградская область — один из немногих российских субъектов, который больше приобрёл во время постпандемийного кризиса — мы вышли на первое место в рейтинге регионов с наибольшей динамикой по росту внутреннего туризма.
В части туристического бизнеса с проблемами здесь справились достаточно успешно. Понятно, что мы абсолютно не восстановили историю, связанную с въездным туризмом, и далеко не восстановили историю с выездным туризмом.
Но что касается внутреннего туризма, здесь успехи налицо — не случайно в этом году тема туризма стала одной из самых, наверное, популярных. Только ленивый не обсуждал: много туристов — это хорошо или плохо, больше благ или негатива от приезжих.
— Как правительство помогало туриндустрии и общепиту справиться с последствиями пандемии?
— Всё было довольно стандартно в части федеральных субсидий, а вот с региональными было несколько новшеств. Во-первых, была субсидия на так называемый рестарт, которая выплачивалась рестораторам и отельерам на запуск с учётом всех требований Роспотребнадзора.
Речь о приобретении санитайзеров, средств индивидуальной защиты, всевозможных жидкостей для обработки поверхностей. В прошлом году было подано свыше 250 заявок, мы предоставили субъектам малого предпринимательства более 61 миллиона рублей субсидиями.
Другие субсидии напрямую не связаны с туризмом, хотя отчасти очень серьёзно влияют на туристическую политику нашего региона. Это поддержка ивенторов: больше так и в такой форме организаторам мероприятий в России никто не помогал.
Была и другая, больше внутренняя история — субсидии на кинотеатры. С точки зрения медийности её восприняли очень хорошо. Когда мы публиковали информацию, что запускаем поддержку для ивент-агентств, ведущих мероприятий, фотографов и кинотеатров, люди писали: «Тем временем в параллельной реальности в Калининградской области». В других регионах на это внимания не обращали.
В прошлом году, когда отельерам, рестораторам и туристическим агентствам удалось сориентироваться на внутренний рынок и перезапуститься, у организаторов мероприятий так не получилось. Некоторым ивент-агентствам выдали очень серьёзные суммы.
Эта субсидия очень помогала: за два года к нам поступило более трёхсот обращений, из них одобрено почти 200 заявок. А суммарный объём выплат составил практически 25 миллионов рублей.
Были эпизоды недовольства, связанные прежде всего с их распределением — дело ведь не в том, что «субсидии как-то неправильно рассчитаны, неудобная механика их получения». Нет, всё чётко: если у вас «серая» или «чёрная» зарплата, а фактическое количество сотрудников не соответствует действительности — вместо 20-ти человек указано два, — то на них вы поддержку и получите.
— Сколько туристов посетили Калининградскую область за прошлое лето?
— Туристический поток в 2020-м составил 1219 тысяч человек. Это на 30% меньше, чем в 2019 году — тогда в области побывали 1740 тысяч путешественников. Но и общий поток внутренних туристов в целом по России сократился на более чем на 40% — с 68 миллионов поездок до 40 миллионов. То есть падение числа поездок по стране оказалось сильнее, чем падение въездного туризма в Калининградской области.
Если говорить об объёме платных услуг туристических агентств и операторов, то за прошлый год он снизился на 47,2% по сравнению с уровнем 2019-го, объём платных услуг гостиниц также «просел» на 35,2%.
При этом за восемь месяцев этого года количество приезжих побило цифру 2020-го, к концу августа отметка приблизилась почти к 1,3 миллионов посещений. По итогам мая 2021-гоу нас был самый большой в России показатель по росту внутреннего туризма.
— Откуда они? Какое количество дней в среднем проводят в регионе?
— На побережье — по семь дней, в городе — пять. Больше половины туристов приезжают из столицы, Московской области и Санкт-Петербурга, ещё 12% — это Белгородская, Свердловская и Саратовская области. А вообще, получается, из всех российских субъектов к нам приезжали в этом году.
Знакомились с данными СберАналитикии: были у нас туристы из зарубежья — ОАЭ и Израиля. Последние, подозреваю, это наши соотечественники.
— Поговорим о структуре турбизнеса в регионе. Чего у нас больше: мелких ИП или крупных предприятий?
— В первую очередь это, конечно, микробизнес. У нас практически нет предприятий, которые могли бы считаться крупными игроками, все МСП (малые и средние предприятия — ред.).
Это если не брать санатории — здесь достаточно специфический режим работы: между туризмом, Минздравом и соцзащитой находятся. Среди отелей только «Калининград», «Балтику» и, может быть, Radisson можно назвать крупными предприятиями.
— Как думаете, за кем будущее: большими или малыми?
— Только за малым и большим количеством игроков на рынке. Туризм — настолько специфическая отрасль, здесь очень низкий барьер входа на рынок. Когда вы начинаете им заниматься, совершенно не нужен большой капитал — это не «нефтянка» или алкогольный рынок, где требуется пройти несколько этапов и получить лицензирование.
Это история про конкуренцию компетенций и интеллекта, креативности. Поэтому сейчас так много новых людей на рынке туризма появилось в Калининградской области. Пока в Калининградской области работают 53 туроператора из единого федерального реестра.
— А чего в Калининградской области не хватает?
— Существует достаточно серьёзный запрос на то, что мы называем креативным подходом к формированию туристического продукта. Всё таки сейчас 80% из туров, предложений отелей по размещению и организации экскурсий — это достаточно традиционные, академические вещи.
Понятно, что на них идёт наибольший запрос со стороны масс-маркета, но будущее всё-таки за авторскими и режиссёрскими программами, потому что сейчас 90% приезжающих в регион путешественников — это туристы самостоятельные, только 10% — групповые.
Как раз первую категорию нужно каким-то образом заинтересовать, чтобы продать дополнительные продукт и услугу. Это вызов, который сейчас стоит перед всеми экскурсионными компаниями и туроператорами. У нас, конечно, появляются такие вещи — мы их подсвечиваем, стараемся активно о них говорить, но пока этих продуктов катастрофически мало.
Неслучайно в 2019-м мы выиграли National Geographic Traveler Awards именно в номинации «экскурсии». Это правда, здесь без ложной скромности можно сказать, что у нас лучшие в России экскурсии — они гарантированно интересные. Но если стоять так на месте год-два, то мы можем уступить лидерство.
Если, условно, сейчас сделать акцент на экскурсии вроде «по местам съёмок фильмов в Калининградской области» или с дегустациями, посещениями какого-нибудь промышленного предприятия, это будет смотреться выигрышно.
— Другой момент — пляжи. Справилась инфраструктура этим летом? Какие есть планы на следующий год?
— В целом — да. Критики было меньше, чем в 2020-м, когда с июля начался залповый приезд и все жаловались на малое количество туалетов, нехватку лежаков. В этом году всем, слава богу, всего хватало.
Кабинки для переодевания, шезлонги, парковочные места, детские городки — эти элементы мы стараемся увеличивать, но достаточно сбалансированно, чтобы не перерасходовать бюджет на что-то невостребованное.
Небольшие проблемы решались в частном порядке — где-то с уборными выручали общепиты, и это нормальная практика всех стран. Очень хорошая история, когда частники берут в управление пляжи, как, например, в этом году сделал отель «Маяковский» в посёлке Лесной.
Они построили фактически второй Янтарный — даже лучше, потому что там были совершенно другого типа зоны лаунжа, развлечений. Такой классный пляж получился. А в Янтарном без лишнего шума просто увеличили количество шезлонгов и территорию для отдыха.
Большое внимание мы уделяем безопасности на берегу. На следующий год будем увеличивать количество оборудованных спасательных постов, как делали это раньше — это главный принцип расширения пляжей.
С этого года мы планируем субсидировать затраты инвесторов на уплату процентов по кредитам, которые они брали в российских банках на строительство гостиниц в области. Они будут предоставляться на конкурсной основе.
Если говорить об отдаленной перспективе, то нужно реконструировать существующие и строить новые променады, укреплять берега в Светлогорске и Пионерском. Для этого будем взаимодействовать с федеральным Минстроем.
— Велодорожка от косы до косы как раз проходит вдоль береговой линии. Появятся ли на ней какие-то участки с интересными достопримечательностями?
— Сам проект предполагает несколько видовых площадок, где можно остановиться, передохнуть и сделать хорошую фотографию. Специальной инфраструктуры там создавать не предполагалось, после окончания работ всё будет зависеть от того, каким образом муниципалитеты будут заниматься участками.
Понятно, что замки или усадьбы из одного места к велодорожке не перенесёшь. Сами муниципалитеты будут смотреть, надо ли создавать дополнительную инфраструктуру развлечений или пункты обслуживания, где можно попить кофе или подремонтировать транспорт.
Велодорожка станет частью международных велотрасс EuroVelo 10 и Euroroute R1, она также проходит рядом с домом-музеем Германа Брахерта, парком Янтарного периода, курхаусом Георгенсвальде, водонапорной башней Раушен и кирхой Святого Адальберта в Зеленоградске. Кроме того, туристы смогут посетить исторические центры приморских городов.
Был от бизнеса запрос на развитие велодорожки — кто-то хотел разместить бесплатный Wi-Fi взамен на возможность размещения рекламы на вендинговых аппаратах.
— Туристы, впрочем, любят у нас не только море. Вы по всей области уже успели прокатиться?
— Наверное, есть какие-то локальные посёлки, где побывать ещё не доводилось. Но если брать в целом муниципалитеты, города и знаковые места, то объездил всё — и по роду работы уже шесть лет, и даже до этого.
Знаете, откуда родился проект «Настоящий Калининградец»? Когда я только переехал в регион, хотелось познакомиться с небольшой областью. В свободные от университета выходные я садился на автобус или электричку и каждый раз ездил по разным городам.
— Знаем, что начинали вы с обычного гида. Почему выбрали именно эту профессию? Не возникало желания снова «взять в руки шашку» и начать водить эксклюзивные экскурсии?
— Конечно, я стараюсь не утрачивать навык в этом деле. Во-первых, в этом есть запрос от гостей, которые приезжают — часто мне приходится выступать в роли экскурсовода.
А во-вторых, считаю, что это вообще одна из лучших профессий в мире: каждый раз программу рассказываешь по-новому. Если ты находишься в поиске, то всегда отыскиваешь для себя что-то интересное, придумываешь, узнаёшь.
— А друзей, знакомых, дальних родственников куда водите?
— Всё зависит от того, сколько у них времени. Если есть как минимум три дня, то есть такой авторский тур, который всегда предлагаю:
- Обзорная прогулка по Калининграду, но непростая — с выполнением норматива «Настоящий Калининградец» третьей степени. Включает он в себя посещение десяти небанальных достопримечательностей города, например, памятника метеориту или кирхи на улице Клары Назаровой, объекта возле Мореходного училища. Этот «бронзовый значок» — познакомиться с Калининградом не только по острову Канта или Музею Мирового океана.
- Гуляем по побережью Куршской косы, на обед возвращаемся в Зеленоградск. После доезжаем до Светлогорска и, если позволяет свободное время, едем в Янтарный. Это также зависит от погоды.
- На третий день — поездка на восток до Гвардейска или Гусева. В последний раз, когда приезжали близкие друзья, повезло съездить на реконструкцию Гумбинненского сражения.
Это был сборный тур. Если говорить о достопримечательностях, когда у человека мало времени, то классикой можно считать Кафедральный собор с органным концертом. В списке обязательного — Музей Мирового океана. После — в Музей открытки, Altes Haus или Дом китобоя. А по пути к аэропорту можно заглянуть в Зеленоградск или на Куршскую косу.
В Калининградской области есть усадьбы Заеца, ферма Тюниных и множество таких ещё домов. Правда, хотелось бы, чтобы их было больше, потому что это так называемый ген гостеприимства, который вырабатывается годами. И потом не возникает дискуссий: туристы — хорошо или плохо. Это такой стиль жизни — принимать гостей, как будто дышать.
Партнерский материал