В 90-е годы XIX века в Гумбиннене появился особняк, в котором сегодня расположился гусевский историко-краеведческий музей им. А. М. Иванова. Раритеты здесь гармонично соседствуют с современными технологиями. Чем удивляет восток области — в материале «Клопс».
Здание некогда офицерского казино встречает гостей массивной дверью — новоприбывших она впускает под автоматический звон. Чёрно-белая плитка на полу помнит разных хозяев: в разные времена здесь находились финансовое управление востока Пруссии, фильтрационный пункт, детдом и интернат для детей с отклонениями.
Сегодня особняк признан объектом культурного наследия. Сделать здесь привычную музейную анфиладу нельзя, но в этом есть и плюс: каждая дверь — портал в новую эпоху. Из первой комнаты доносится пение птиц.
Конь в могиле и глуповатые красавчики
12 тысяч лет назад, в период палеолита, в здешних местах появились первые люди — финно-угорские племена. В витринах выставлены охотничьи орудия. По словам экскурсовода Галины Пелепенко, все объекты родом из Гусева — настенная карта с красными отметками покажет, где эти редкости прятались ранее.
Осевшие здесь балто-славянские племена освоили ткацкий станок и гончарное дело. Погребальную посуду, например, они украшали сплавами меди и олова. Последнего не хватало — выменивали на янтарь у заморских торговцев.
Его с щедростью разменивали вплоть до нашей эры, когда сюда пришли римские торговцы. В это время появляется первое упоминание местных — их звали эстии, «люди на востоке».
Римляне описывали местных жителей как «красивых, но недалёких». В деревянных домах с соломенными крышами эстии ютились большими семьями.
Дамам приходилось несладко — целыми днями они следили за хозяйством, перемалывали зерно и мастерили одежду из грубых тканей. Посетители музея могут попробовать себя в этих ремёслах.
Часть стендов рассказывает о ритуальных традициях пруссов. Усопших они хоронили в два яруса, в последний путь отправляли с самым дорогим: вещами, лошадьми, а иногда и жёнами.
Нынешняя территория Гусева относилась к земле Надровия. Относительно происхождения этого названия есть две версии:
- Здешние земли и племена называли в честь сыновей прусского правителя Видевуда;
- С прусско-литовского корень nadrow переводится как «земля диких ульев» — не зря местные увлекались бортничеством.
Промышляли пруссы и набегами на соседей, что в какой-то момент утомило польского правителя Конрада Мазовецкого. Усмирять воинственных грабителей пришёл Тевтонский орден — не с с Библией, а с огнём и мечом.
От Пруссии осталось только название, скромные домики сменили каменные постройки. На карте появляется деревушка Биссеркайм, что означает «двор на реке Писса».
Всё ли запомнилось? Проверить это можно на выходе из зала с помощью электронной викторины.
Город чиновников
Легенды гласят, что деревня Биссеркайм сложилась из двух дворов на изгибе реки. В XVI веке село нарекли Гумбинненом, что с прусско-литовского переводится как «излучина». Некоторые предпочитают другие версии:
«В этой деревне варили некачественное пиво. Из-за него у местных крутило животы — они ходили изогнутыми».
Толчком для развития территории послужили два значимых решения герцога Альбрехта Бранденбургского. Он упразднил немецкий орден и поддержал идеи Мартина Лютера. Так Восточная Пруссия стала первым в Европе протестантским государством.
С 1709 по 1711 год чума скосила две трети населения региона, в Гумбиннене в живых осталась лишь семья священника. На опустевшие земли власти звали гонимых из Европы протестантов. Первыми сюда заехали беглые швейцарцы, немцы и французы.
Крупнейший миграционный поток был из Зальцбурга — без малого 12 тысяч человек. Из-за причудливых нарядов и странного диалекта над пришлыми потешались, ассимиляция затянулась почти на десять лет. В музейном зале можно взглянуть на копии пёстрых костюмов переселенцев.
К началу XX века каждый четвёртый житель города имел зальцбургские корни — в семьях не бывало меньше десяти детей. Город разрастался, Гумбиннен застраивали по типу Потсдама: широкие проспекты и улицы делили город на кварталы. Кирхи XVI века, с которой всё началось, сегодня нет — её место в Гусеве занимает храм Всех святых.
Помнит Гумбиннен три летних дня в 1812-м, когда в здешней гостинице «Золотая лира» останавливался Наполеон Бонапарт. В городе французский император провёл последний смотр своей армии перед походом на Москву.
На тот момент Гумбинненский округ уступал размерами лишь Кёнигсбергскому. Административный центр называли «городом чиновников»: «Их постоянно растущему количеству даже дали шуточное название — гумбинноз». К началу XX века в правительстве закончились свободные места, рядом развернулась стройка.
Историческую обитель чиновников сравняли с землёй бомбы, сброшенные во время Второй мировой, а вот комплекс с элементами барокко в самом центре почти без изменений дожил до наших дней.
Гумбинненский округ славился четырьмя кирпичными и десятью пивными заводами. В окрестностях города охотились состоятельные господа из Германии. Лесному великану — лосю — в 1912 году посвятили скульптуру. После войны она не раз переезжала, но в 1991-м вновь вернулась на улицы Гусева.
«У лося есть брат — зовут его Густав. Когда жители Тильзита узнали, что король подарил Гумбиннену такую красивую статую, они тоже стали просить. Тот памятник немного отличается: смотрит в другую сторону, есть шёрстка и нельзя определить гендер», — гид предполагает, что автор нарочно мог задумать это как изюминку скульптуры.
Гумбинненские мальчики и девочки учились отдельно, бегущих на учёбу студентов опознавали по особым шапочкам. Любили выделяться выпускники: на макушке кепки-бунтарки они золотой нитью вышивали инициалы, а на грудь вешали подаренные товарищами и учителями значки — по ним можно было определить, как к владельцу относится окружение.
Фишка этого музейного зала — виртуальная карта. С её помощью посетители могут прогуляться по немецким улочкам и посмотреть архивные фото с информацией о зданиях.
«Великая и забытая»
Так называется экспозиция третьего зала, посвящённого ходу событий Первой мировой войны. 20 августа 1914 года на этой территории развернулась битва при Гумбиннене — сражение между первой русской и восьмой германской армиями.
У входа в тёмный зал встречает манекен нашего солдата в летней форме — детальная реконструкция образа на начало войны. «Он ещё думает, что несколько месяцев днём будет воевать, а вечером отдыхать. При нём зимняя шинель-скатка, четвёртая часть палатки, винтовка Мосина, сумка на 30 патронов, котелок и фляжка», — по словам гида, на себе солдат по нормативу нёс 25 килограммов.
Гостей экспозиции приглашают в палатку, где можно взять в руки удобное и не очень оружие тех времён. Манекен смотрит на стол — на него высвечена карта со звуковым сопровождением. За семь минут по ней можно отследить, как перекраивалась территория Европы в ходе войны.
За время войны стороны меняют стандарты вооружения и образцы униформы. На смену красивым шлемам, которые солдаты используют как котелок, приходят практичные каски. На диораме сражения видно, как от солнца предательски бликует пика на шлеме немецкого бойца. Чем не ориентир для умелого снайпера? Позже недостаток исправят специальными чехлами.
В 2014-м музей представил сто эксклюзивных фотографий со времён Первой мировой, их не найти даже в интернете. Многие, отмечает Галина Пелепенко, понять можно без подписей. Вот русский солдат склонился перед раненым немцем, следом врагу оказывают медпомощь и дают затянуться самокруткой.
Это тот момент, когда война войной, а солдаты — это просто мальчики, просто люди.
В конце зала ещё один манекен солдата — только ближе к концу войны. Изменились форма, выражение лица. «Он уже не думает, насколько он красив, у него есть допустимая норма послаблений, снаряжения. Появляется противогаз Зелинского вместо смоченных тряпочек», — описывает экскурсовод.
Последние часы в руинах
Отдельная экспозиция посвящена межвоенному периоду. Экспонаты в стилизованном зале живут не за стеклом, стены украшают картины гумбинненского художника Отто Кюстнера. Фортепьяно, машинка «Зингер» и сшитый в местном ателье смокинг сохранились в идеальном состоянии и «говорят о том, что здесь была красивая жизнь».
«С 1910 года жители города могли насладиться видами сверху — совершить туристический полёт на самолёте Румплера «Голубка». Очень много кадров Гумбиннена встречается именно с таких ракурсов».
У окна прячется историческая газетница. Пелепенко отмечает, что пресса в городе была очень развита — писали о новостях всего округа. Спрос подогревался журналисткой хитростью: каждую неделю на страницах печатали отрывки романа — немцы вырезали их, чтобы вклеить в отдельные альбомы.
Следующий зал — узкая улица Гумбиннена января 1945-го. «Мы на линии огня, по обе стороны руины зданий из кирпича с немецкими надписями: “Мы не сдадимся”. В углу сидит солдат Красной армии — а тем временем немцы ведут обстрел с крыши».
Очень часто они, понимая, что дела плохи, находили убежища в полуразрушенных зданиях, подвалах и бункерах.
Следующий зал напомнит об итогах Великой Отечественной и цене победы. Экспонаты предоставили участники войны и их потомки. Изюминкой зала гид считает патефон-«малютку» — такой включали в окопах в агитационных целях, чтобы подавить дух противника. На интерактивном экране гостям покажут трёхмерные модели отечественной и немецкой техники и расскажут историю их создания.
Локомотив востока области
Красный зал музея — об истории и становлении послевоенного Гусева. Первый эшелон с переселенцами прибыл в город в августе 1946-го из Брянска. Что везли на чужбину жители пострадавших в войну городов?
«Сундуки, чемоданы. А кто-то ехал с коровой и узелком. Здесь давали карточки на хлеб, жильё, возможность работать и выписывали паспорта — можно было легализовать всю семью».
Некоторые переселенцы возвращались обратно — не верили, что земля останется у Советов. «Но в центральной России, Белоруссии всё было разбито, заминировано, вести хозяйство невозможно. Ехали в область и те, кто дома после немецкой оккупации считались предателями, чтобы начать с чистого листа», — говорит гид.
К 60-м годам Гусев становится крупным промышленным центром на востоке области. Появляются трикотажная фабрика, предприятие по производству светотехнической арматуры и завод микродвигателей. «Здесь производили крупные прожекторы. Даже Олимпиада-80 и мемориал “Мамаев курган” освещались гусевской техникой».
Фотозона у выхода — стол работника среднего звена в СССР. Обязательные атрибуты — графин с водой и стакан, письменный прибор и счёты.
Бонус
В здании немецкой Фридрихшуле можно найти крупнейшую в Европе нерелигиозную фреску. Для её создания, уверяет директор музея Наталья Ситникова, правительство Губиннена в начале прошлого века обратилось к профессору кёнигсбергской академии художеств Отто Хайхерту.
Сюжет рассказывает о значимом для города событии — встрече короля Фридриха Вильгельма I с протестантами из Зальцбурга. Правитель рассчитывал, что переселенцы превратят опустошённую землю в цветущий сад.
Фреска пережила войну практически без потерь, сохранилась надпись с цитатой, которую приписывают королю: «Вам тёплая милосердная родина — мне новые сыновья». После 1945 года место Фридрихшуле занял сельскохозяйственный техникум, на уникальном произведении нарисовали масляными красками.
Ленин на стене красовался до 2008 года. Питерские реконструкторы смогли послойно отчистить историческую фреску. Сегодня она «находится под дымкой времени, что даёт ей большую достоверность и привлекательность».
Адрес музея: Гусев, улица Московская, 36А.
Время работы: ежедневно с 11 до 17 часов.
Заказ экскурсий по телефону: 8 (40143) 3-19-17.
Информацию можно уточнить на сайте музея.
Подробную информацию об этом и других туристических местах и маршрутах вам предоставят в Туристском информационном центре Калининградской области по адресу: Калининград, пл. Победы, 1. Там же вы найдёте карты, путеводители, афиши мероприятий, сможете заказать экскурсию, получить паспорт туриста и карту гостя. Список интересных мест также можно найти в Instagram регионального министерства по культуре и туризму.
Партнёрский материал